Рост продаж автомобилей в России заметно опережает темпы восстановления экономики в целом.
Фото Reuters
Мировые автопроизводители пересматривают старые прогнозы относительно восстановления авторынка России. По их оценкам, итоги 2010 года покажут восходящий тренд продаж машин. Вчера японский автоконцерн обнародовал самый оптимистичный прогноз для России на 2010 год: продажи машин могут увеличиться до 1,9 млн. автомобилей. Примечательно, что и автопроизводители, и эксперты считают, что в основе автомобильного бума лежат меры государственной поддержки, помноженные на рост доходов россиян – по крайней мере тех, кто уверен, что кризис остался в прошлом и уже настало время для дорогостоящих покупок.
Самый оптимистичный прогноз для российского авторынка дают аналитики японского концерна Nissan. По их оценкам, продажи автомашин вырастут до 1,9 млн. машин в 2010 году с 1,47 млн. в 2009 году. «Российский рынок в целом восстанавливался быстрее, чем ожидалось, из-за более высокого роста ВВП, облегчения доступа к потребительскому кредитованию и правительственной программе утилизации», – заявил в среду глава Nissan в России Гупиль де Буйе.
Немногим более консервативнее прогноз у французского Renault, оценившего объем российского рынка в этом году на уровне 1,8 млн. автомобилей. По версии главы Ford в России Марка Оувендена, емкость рынка составит 1,6–1,7 млн. машин, с чем в принципе согласны и представители Mitsubishi. Выход на докризисный уровень продаж автомобилей в России – около 3 млн. штук, иностранные автопроизводители считают возможным к 2015 году. «Не вижу негативных факторов, которые могли бы замедлить этот процесс. Конъюнктура на российском рынке будет улучшаться. Сейчас явно на рынке прослеживается тенденция к его восстановлению», – убежден президент Mitsubishi Motor Осаму Масуко.
Любопытно, что в начале года среди иностранных автопроизводителей преобладали в целом консервативные прогнозы развития рынка России. Не исключалось, что будет продано примерно столько же автомобилей, сколько и в кризисном 2009 году. В лучшем случае – на 5–10% больше. Однако начиная с весны продажи автомобилей заметно оживились. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в июле рост продаж автомобилей в годовом исчислении составил 48% по сравнению с июлем прошлого года.
По итогам 2010 года АЕБ ожидает уверенного 14-процентного роста российского авторынка. Рост обеспечивает, с одной стороны, явные признаки посткризисного восстановления экономики России, а с другой стороны – меры господдержки отрасли, в числе которых программа по утилизации старых машин и субсидирование процентных ставок по автокредитам. В частности, по данным главы департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторга Алексея Рахманова, по программе утилизации старых машин было выдано 264 тыс. сертификатов, заключено 230 тыс. договоров купли-продажи. По мнению ведущего эксперта компании «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, не менее действенным фактором поддержки отечественного рынка оказались доступные автокредиты на приобретение машин, произведенных в России. Снижение ставок по ним до 7,5% годовых стало возможным за счет субсидирования государством в размере двух третей ставки рефинансирования ЦБ. После сворачивания господдержки рынок сохранит положительную динамику. «Наш рынок не насыщен, и любая машина у нас найдет своего покупателя», – говорит Баранов. С таким выводом согласен руководитель автомобильной практики PricewaterhouseCoopers Стенли Рут, утверждающий, что рост спроса на автомобили в России будет обеспечен в том числе за счет изношенности автопарка, низкого уровня автомобилизации населения, а также улучшения макроэкономической ситуации.
Исполнительный директор Объединения автопроизводителей России Игорь Коровкин разделяет оптимизм иностранцев. По его мнению, позитивные тенденции сохранятся в среднесрочной перспективе. В частности, в 2011 году авторынок способен вырасти на 20% и к 2014 году выйти на докризисный уровень продаж. Этому способствует уверенность населения в завтрашнем дне. Причем у богатых она выше, о чем свидетельствует стремительный рост продаж в России в последние месяцы автомобилей премиум-класса.
По данным Росстата, реальные располагаемые доходы российского населения за январь–июль 2010 года выросли на 5,1% по сравнению с тем же периодом 2009 года. Среднемесячная начисленная заработная плата в России в июле 2010 года превысила 21 тыс. руб., что выше на 12,6% по сравнению с июлем 2009 года.
«Тенденция роста – долгосрочная. Автомобильный рынок в России еще ненасыщен. Мы не дотягиваем не просто до уровня развитых западных стран, но и до стран Восточной Европы», – говорит заместитель гендиректора «Страхового магазина Эксперт» Александр Крючков. Он также считает, что на рост продаж автомобилей сегодня в большей мере влияет психологический фактор. «Кризис заканчивается. Население снова вспоминает о своих потребностях. А тут еще и продавцы оживились и постепенно поднимают цены на автомобили. Это стимулирует рост продаж. К тому же оптимизация банками условий автокредитования склоняет к принятию решения о покупке автомобиля именно сейчас, не откладывая на более поздний срок», – подчеркивает Крючков.