Даже собаки в России становятся зайцами.
Фото Виктора Мордвинцева (НГ-фото)
Среди пассажиров электричек в России непозволительно много льготников и зайцев. Из-за этого железнодорожники несут большие финансовые потери, которые может возместить только госбюджет. Вчера на слушаниях в Общественной палате (ОП) предлагались различные пути решения проблемы – в том числе и повышение штрафа за безбилетный проезд с нынешних 100 руб. до эквивалента в 80 евро.
В среду в ОП состоялись слушания о работе пригородного железнодорожного транспорта. Особую актуальность дискуссия приобрела после подписания премьером Владимиром Путиным распоряжения, согласно которому регионы получат компенсации из федерального бюджета на организацию пригородных перевозок железнодорожным транспортом. Минфин и Минтранс обязаны предусмотреть при формировании бюджета на 2011–2013 годы соответствующие ассигнования.
Федеральной службе по тарифам поручено разработать методику расчета экономически обоснованных пассажирских тарифов.
В ходе слушаний руководитель департамента РЖД Геннадий Верховых рассказал о сложностях пригородных перевозок. По его прогнозам, убытки по этому виду деятельности РЖД составят по итогам 2010 года более 34 млрд. руб. Компенсировать их приходится за счет прибыли от грузовых перевозок.
Мешает железнодорожникам и устаревший механизм компенсаций за проезд льготников. Компенсация на одного человека определена в размере 71 руб. в месяц. Это – стоимость билета от Москвы до Пушкина. Остальные расходы ложатся пока на РЖД, а в перспективе они станут головной болью частных компаний, которые уже в 2011 году должны взять на себя пригородные пассажирские перевозки в регионах. «Создающиеся перевозочные компании на таких условиях работать не могут», – констатировал Верховых.
Еще одна ахиллесова пята железнодорожников – зайцы. По экспертным оценкам, до 30% пассажиров электричек не покупают билеты, 20% россиян оплачивают проезд на пригородных поездах не в полном размере. Из-за этого доходы РЖД сокращаются на 35% в год. Сократить эти потери железнодорожников весьма проблематично, поскольку крайне низка эффективность привлечения безбилетников к ответственности. Штраф в размере 100 руб. Верховых назвал «символическим», предложив поднять планку до европейских стандартов. Немецких зайцев, к примеру, штрафуют на 80 евро. Правда, средние зарплаты и пенсии в Германии, даже пособие по безработице, несопоставимы с российскими. И доходы многих российских зайцев, особенно из числа пенсионеров, столь же символические, как и штрафы.
Глава Федерального агентства железнодорожного транспорта Геннадий Петраков подтвердил – далеко не каждый россиянин в состоянии оплатить проезд на электричке. Федеральный бюджет компенсирует убытки РЖД и частных компаний за пригородные перевозки не в полном объеме. В свою очередь, из 73 регионов, где есть пригородное сообщение, 11 вообще не компенсируют потери железнодорожникам, а в остальных уровень компенсаций составляет не более 12%. Все это вынуждает перевозчиков повышать цены на билеты или сокращать в расписании количество электричек. Ни тот, ни другой вариант пассажиров, безусловно, устроить не может.