Урожай без потерь удается собрать далеко не во всех хозяйствах.
Фото Reuters
Масштабы неурожая-2010, возможно, превышают официальные оценки. Вчера крупнейший агрохолдинг объявил о потере 90% урожая в европейской части страны и о значительных потерях на востоке. Последствия неурожая очевидны и горожанам: из многих магазинов полностью исчезла гречка, также растут цены на хлеб. В то время как чиновники уверяют, что Россия не нуждается в импорте зерна, столичное правительство уже договаривается с Казахстаном о закупках сотен тысяч тонн зерна.
По мнению независимых экспертов, уже глупо отрицать тот факт, что Россия в этом году не обойдется без импорта зерновых. Кроме того, на ближайшие два сезона о зерновом экспорте придется забыть. В ряде крупных магазинов столицы гречка либо исчезла полностью, либо подорожала как минимум на 60%.
Однако директор департамента развития конкуренции Минэкономразвития (МЭР) Александр Пироженко заявил, что МЭР пока не видит причин для паники и, в частности, для государственного регулирования цен на гречневую крупу. В ведомстве Эльвиры Набиуллиной резкое удорожание гречки объясняют временным дефицитом крупы на рынке. «Исходя из той экспертной информации, которая сейчас есть, сокращаются запасы и крупа исчезает из продажи, а новый урожай будет через месяц, когда соберут в Алтайском крае», – рассказал Пироженко. В то же время независимые эксперты уверены, что отмеченное сейчас подорожание крупы – это не предел. Ведь, объясняет исполнительный директор аналитического центра «СовЭкон» Андрей Сизов-младший, «если исходить из того, что оптовые цены на гречку выросли более чем в два раза с 2009 года, а розничные пока поднялись на 60%, то, значит, можно ожидать в будущем, что цена вырастет еще на несколько десятков процентов».
По состоянию на 23 августа Россия собрала 40,7 млн. тонн зерна – в бункерном весе, то есть без просушки и очистки. И это на 17,8 млн. тонн меньше, чем на аналогичную дату 2009 года. Такие данные вчера сообщил журналистам Минсельхоз. Ведомство Елены Скрынник констатировало, что в России зерновые и зернобобовые культуры обмолочены с 19,5 млн. га. Это составляет 48,7% к площади уборки и на 2,3 млн. га меньше, чем было в прошлом году. Урожайность зерна снизилась с 26,7 центнера с гектара в прошлом году до 20,7 ц/га в 2010 году.
Наиболее пострадавшими от последствий аномальной жары оказались Поволжье и Центральный округ. В Поволжье сбор зерна снизился более чем в два раза – с 13,5 млн. тонн в прошлом году до 5,8 млн. тонн в этом. Центральный округ собрал лишь 9,4 млн. тонн против прошлогодних 17,9 млн. тонн. Не внушает оптимизма ситуация, сложившаяся в Сибири. Как сообщил вчера руководитель Сибирского аграрного холдинга Павел Скурихин, его компания может собрать в этом году вполовину меньше зерна, чем изначально прогнозировалось. Потери урожая в европейской части страны, по оценкам холдинга, достигают 90%. Аграрий уверен, что в целом по Сибири урожай составит от 11 до 14 млн. тонн, что ощутимо меньше прошлогодних показателей (18 млн. тонн).
Однако, несмотря на дефицит зерна в некоторых регионах, Минсельхоз пока не отменяет свой последний прогноз по валовому сбору зерна в России. В этом году, уверены в ведомстве, страна соберет в чистом весе 60–65 млн. тонн зерна, и дефицит зерна России не грозит. Поэтому официальная позиция Минсельхоза такова, что Россия не будет импортировать зерно в 2010 году, ей вполне хватит собственных запасов для обеспечения нужд населения. Об этом, в частности, несколько дней назад заявил зарубежным СМИ представитель Минсельхоза России Олег Аксенов. Все сообщения о том, что Россия уже начала поставку зерна из-за рубежа, он назвал недобросовестными слухами. Однако российские СМИ не перестают обсуждать сообщения неких анонимных источников из ведомства Скрынник и из крупных зерновых компаний. Эти источники утверждают: скоро Россия обратится за помощью к ближнему зарубежью.
И последние региональные сводки дают все основания верить анонимным источникам. Ведь получается, что региональные власти вошли в косвенное противоречие с официальной позицией федеральной власти. Несколько дней назад казахским журналистам стало известно, что правительство Москвы планирует закупить у Казахстана от 100 до 300 тыс. тонн зерна. Об этом сказал первый замруководителя департамента продовольственных ресурсов Москвы Виктор Ольховой. «Мы сделали официальное обращение Казахстану с просьбой поставлять в Москву от 100 до 300 тысяч тонн зерна. Но мы его купим там, где будет дешевле», – сказал Ольховой. Ранее Москва приняла решение отказаться от региональных поставок зерна в столицу, так как стоимость зерна от российских регионов в августе подскочила на 45% – до 8 рублей за килограмм. Видимо, столица, несмотря на все официальные заявления Минсельхоза, все-таки столкнулась с дефицитом зерна.
Примечательно, что Ольховой не первым сообщил о данном столичном решении. Подтвердил эту новость и ответственный секретарь Минсельхоза Казахстана Евгений Аман. Он сослался на то, что заявление на приобретение до 300 тыс. тонн зерна у Казахстана поступило от мэра Москвы Юрия Лужкова. Также с этим вопросом обратились в Казахстан и некоторые российские бизнесмены. При этом официального обращения от властей РФ, по словам Амана, не было.
Независимые эксперты отмечают, что ни одно официальное заявление Минсельхоза не повлияет на решения частных предприятий импортировать зерно из-за рубежа, если этот импорт физически необходим и выгоден. Главное только, чтобы импорт не перерос из частного в государственный, потому что государственный создаст дополнительные риски для рынка. Однако эксперты полагают, что такая опасность вполне реальна, просто на официальном уровне она не признается.
Как рассказал Андрей Сизов-младший, Россия в любом случае в текущем сезоне, то есть вплоть до июня 2011 года, будет импортировать зерно из ближнего зарубежья, объем импорта может достичь как минимум нескольких миллионов тонн. Пшеницу скорее всего страна будет закупать у Казахстана, кукурузу и ячмень – у Украины, пивоваренный ячмень – у Европы.
Более того, продолжает Сизов, «вопрос о возможности экспорта зерна – это вопрос, вероятно, даже уже и не следующего сезона. В следующий год мы входим с крайне низкими запасами и с рисками для нового урожая из-за возникших сейчас сложностей с севом озимых». Хотя, как полагает аналитик группы «Развитие» Сергей Шандыбин, «не исключено, что при общем превалировании импорта над экспортом, по некоторым зерновым позициям будет оправдан и экспорт».