Игорь Левитин и Алексей Кудрин распределили деньги на дорожное строительство.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Повышение акцизов на бензин обойдется гражданам в ближайшие три года более чем в 80, 170 и 270 млрд. руб. соответственно. Однако даже такое увеличение налоговой нагрузки не поможет правительству залатать бюджетную дыру, которая сохранится по крайней мере до 2015 года. О повышении акцизов на бензин объявил вчера вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин, который сообщил о воссоздании федерального и территориальных дорожных фондов, а также о снижении вдвое базовых ставок транспортного налога.
Президент России одобрил предложения Минфина о снижении ставки транспортного налога в два раза, сообщил вчера вице-премьер Алексей Кудрин. А для автомобилей с двигателями до 150 л.с. налог по усмотрению регионов вообще может быть отменен. В целом же транспортный налог отменен не будет – регионы, для которых он превратился в значимый источник пополнения местных бюджетов, сумели защитить свои интересы.
Алексей Кудрин вчера подтвердил худшие опасения автовладельцев. Для них будут снижены в два раза лишь базовые ставки транспортного налога. Видимо, в качестве утешительного приза за повышение ставок акцизов на бензин на 3 руб. за три года. От повышения акцизов на горюче-смазочные материалы (ГСМ) в 2011 году бюджет получит дополнительно 82,9 млрд. руб., в 2012-м – 174 млрд. руб. и в 2013-м – 279 млрд. руб. Однако даже такие добавки не помогут ликвидировать бюджетный дефицит. По словам Кудрина, для решения этой бюджетной задачи «нужно пройти путь как повышения налогов, так и снижения расходов». Минфин прогнозирует, что перейти к бездефицитному бюджету правительство сможет не ранее 2015 года. Необходимость сбалансировать бюджет РФ к 2015 году, неоднократно отмечал премьер-министр Владимир Путин. Так, на июльском совещании по формированию бюджета на ближайшую трехлетку он заявил, что в 2011 году дефицит должен составить менее 4%, в 2013 году – не более 2,9% ВВП.
Говоря о влиянии акцизов на конечную цену на бензин, Кудрин отметил, что за 2009 год цены на бензин выросли на 3 руб., при том что акцизы на топливо не повышались. «То есть составляющая, связанная с изменениями ставки акцизов, не будет основной в волатильности цен на бензин», – отметил он.
Компромисс в виде повышения акцизов, снижения транспортного налога и воссоздания дорожных фондов в целом устраивает и Минтранс. По расчетам ведомства, за три года объем финансовых ресурсов, выделяемых на содержание, строительство и ремонт автомобильных дорог, вырастет на 60%, и к 2015 году 85% федеральных трасс будет приведено в нормативное состояние. «Все делается ради решения главной проблемы – улучшения качества автомобильных дорог в Российской Федерации», – заверяет глава Минфина.
Глава Минтранса Игорь Левитин уточнил, что не повышенным акцизом единым будут живы дорожные фонды. Для удовлетворения потребностей дорожной отрасли в бюджете на среднесрочную перспективу зарезервируют около 250 млрд. руб. Кроме того, планируется ввести сборы с грузовиков массой более 12 тонн, с иностранных автоперевозчиков и за перевозку тяжеловесных и негабаритных грузов. Дорожные фонды повысят интерес частных инвесторов к проектам строительства дорог. Общими усилиями, уверен министр, реально будет к 2015 году привести в нормативное состояние 45 тыс. км (85%) федеральных автодорог. Сейчас этот показатель составляет всего около 30%. Кроме того, Левитин обещает построить 14 тыс. км новых автомагистралей и реконструировать тысячу находящихся в аварийном состоянии мостов.
Дорожные фонды, на которые сегодня столько надежд возлагают федеральный Центр и регионы, были отменены восемь лет назад под нажимом Минфина, боровшегося в «тучные» для российской экономики годы за максимальную централизацию бюджетных доходов и расходов. Сопротивление Минтранса и губернаторов, предупреждавших, что автодороги придут в упадок, тогда было подавлено. Минфин сегодня, по сути, искупает свои старые грехи.
Однако Кудрин с таким определением не согласен. По его словам, виной всему кризис. Такой напасти Минфин почему-то не ждал, хотя кризисы для рыночной экономики – явление обычное, повторяющееся раз в 8–10 лет. «Рассчитывали на то, что страна и мир не попадут в такой кризис, что будет расти ВВП», – признался вице-премьер. Но потом выяснилось, что «прежних прогнозов и доходов» нет. Пришли к неутешительному выводу о недостаточности «потенциала транспортного налога». Родилась идея ради создания дорожных фондов повысить акцизы на ГСМ, которая и материализуется уже до конца текущего года.