Предпочтения отечественных покупателей оказались и в сегменте дорогих авто.
Фото Романа Мухаметжанова (НГ-фото)
Автомобили опять пользуются повышенным спросом у россиян. По итогам первых шести месяцев 2010 года рынок легковых машин показал рост на 3% в количественном выражении и на 9% в денежном по сравнению с аналогичным периодом 2009 года. Впрочем, аналитики компании PricewaterhouseCoopers (PwC), представившие вчера свое видение ситуации, считают, что пока рано говорить об устойчивом восстановлении российского авторынка. Позитивные изменения связаны прежде всего с мерами господдержки отрасли, после свертывания которых возможен новый спад.
Итоги первого полугодия вселили оптимизм в участников отечественного авторынка. За шесть месяцев в РФ продано 763 тыс. легковых машин против 743 тыс. реализованных за аналогичный период прошлого года.
В денежном эквиваленте рост объемов продаж автомобилей составил 14 млрд. долл. против 12,8 млрд. долл. первого полугодия 2009 года. В то же время, по словам руководителя практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PwC Стенли Рута, отмечается существенное сокращение импорта новых и подержанных авто – на 23 и 25% соответственно. Новых иномарок в Россию ввезено 267 тыс. против 345 тыс. в прошлом году, подержанных – 6 тыс. против 8 тыс. В плюсе оказались автомобили российских марок, прежде всего произведенные «АвтоВАЗом» – 240 тыс. против 200 тыс. (рост на 38%) и иномарки, собранные в России, – 250 тыс. против 190 тыс. (рост – 62%).
Увеличение роста продаж в сегменте традиционных российских брендов Стенли Рут объясняет успехом госпрограммы утилизации старых авто. Ну а рекорд, установленный иностранными автопроизводителями, работающими в России, – с эффектом импортозамещения. При этом средняя цена на легковой автомобиль, проданный в нашей стране в первом полугодии, выросла на 7%, что стало прямым следствием укрепления рубля и отсутствием продаж машин со скидками, на которые автопроизводители и дилеры делали ставку в кризисном 2009 году.
В текущем году отечественный автопром получил эффективную господдержку в рамках программы утилизации старых машин. Наибольшим спросом среди покупателей – участников этой программы пользуется продукция «АвтоВАЗа» и Горьковского автозавода. Так, Волжский автозавод реализовал в первом полугодии почти 221 тыс. машин – на 23% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Впрочем, удовлетворить в полном объеме потребности рынка в дешевой «классике» тольяттинцам пока не удается. К тому же 75% из них с начала 2010 года было продано по программе утилизации.
По темпам роста спрос на ВАЗовские модели уступает автомобилям премиум-класса. С января по июль BMW Group увеличила продажи машин в России на 25% – до 10 143 штук, Mercedes-Benz – на 45% – до 7675 штук. За «мерседесами» в автосалонах выстраиваются трехмесячные очереди. Это явление, по мнению Стенли Рута, объясняется ускоренным восстановлением покупательной способности обеспеченных россиян. Средний класс, предпочитающий ездить на более бюджетных машинах, пока не готов к массовому посещению автосалонов. В результате полугодовые показатели большинства брендов среднего сегмента остались хуже рынка в целом.
Прогноз для авторынка России достаточно оптимистичный. При отсутствии масштабных изменений в среднесрочной перспективе можно ожидать постепенное наращивание объемов производства и продаж. В 2016 году, по мнению аналитика PwC, можно ожидать продажу 3 млн. автомобилей. Рост спроса будет обеспечен в том числе за счет изношенности автопарка страны, низкого уровня автомобилизации населения – всего 235 машин на 1 тыс. человек, а также улучшения макроэкономической ситуации.
Немаловажное значение здесь будет иметь продолжительность мер господдержки отечественного автопрома. По инициативе премьера Владимира Путина программа утилизации старых автомобилей была пролонгирована на 2011 год, однако она скорее всего закончится, как только будут исчерпаны предусмотренные на эти цели бюджетные ресурсы. После этого для российского автопрома может наступить черная полоса. И пример большинства стран, где действовали аналогичные программы, подтверждает высокую вероятность такого сценария. Например, после свертывания в марте программ утилизации в Германии продажи автомобилей упали на 29% по итогам шести месяцев, а в Бразилии продажи машин в мае–июне сократились на 15%.