0
1330
Газета Экономика Интернет-версия

15.07.2010 00:00:00

Москва поливает санкции бензином

Тэги: иран, санкции, ядерная программа, россия, сотрудничество


иран, санкции, ядерная программа, россия, сотрудничество Сергей Шматко и Масуд Мирказеми сотрудничают, несмотря на запреты.
Фото ИТАР-ТАСС

Никакие санкции не мешают развитию сотрудничества России и Ирана в нефтегазовой сфере и атомной энергетике. Как заявил вчера глава Минэнерго РФ Сергей Шматко по итогам встречи с министром нефти Ирана Масудом Мирказеми, отечественные компании «готовы осуществлять поставки нефтепродуктов». По мнению экспертов, ущерб от такого рода соглашений может многократно превысить все возможные экономические выгоды. Впрочем, эти же соглашения можно будет использовать как разменную карту в споре с США.

«Возможности поставок нефтепродуктов в регион при наличии коммерческого интереса существуют», – добавил российский министр. «Мы соседи, и при реализации нашего большого проекта по развитию транспортного коридора на юг возможность поставок, в том числе нефтепродуктов, будет осуществляться», – уточнил Сергей Шматко. Кроме того, он заметил, что «повестка дня практически ничем не ограничивает сотрудничество в нефтегазовой сфере, никакие санкции в сотрудничестве в этой сфере нам помешать не смогут».

Между тем из-за принятых Соединенными Штатами в одностороннем порядке ограничений против иностранных компаний, которые продают нефтепродукты Ирану, ряд международных концернов – таких, как Total, Shell и BP – уже прекратили поставки нефтепродуктов. Ушел из Ирана и российский «ЛУКОЙЛ», имеющий деловые интересы в США, которые, в свою очередь, могли бы серьезно пострадать.

Напомним, что Иран, занимая четвертое место в мире по экспорту нефти, из-за нехватки собственных мощностей по ее переработке вынужден импортировать до 40% потребляемого бензина – около 100 тыс. баррелей в сутки. Но насколько смогут закрыть эти потребности российские поставки - неизвестно.

Именно этот факт рассматривается ведущими западными державами и международными организациями как основная возможность для ужесточения санкций, направленных на то, чтобы заставить страну отказаться от ядерной программы. Россия, таким образом, может пробить в этих санкциях серьезную брешь.

К тому же, как заявил вчера Шматко, стороны договорились о разработке «дорожной карты» в электро- и атомной энергетике, аналогичной той, что уже подготовлена в нефтегазовой сфере. «Мы исходим из того, что действующее решение Совета Безопасности ООН никоим образом сотрудничеству в этих сферах мешать не будет», – сказал он. И напомнил, что российскими специалистами успешно ведутся работы над сооружением легководных реакторов.

В свою очередь, Масуд Мирказеми с удовлетворением отметил, что экономические санкции США не повлияли на развитие иранской нефтегазовой отрасли. «Санкции принесли даже положительный эффект – теперь мы можем опираться на себя, это касается и нефтегазовой сферы, и ядерной энергетики, и других областей», – сказал он.


АЭС «Бушер» – наиболее зримый пример энергетического сотрудничества двух стран в энергетике.
Фото Reuters

По мнению большинства опрошенных «НГ» экспертов, подписанные вчера соглашения вряд ли принесут Москве серьезные выгоды. «Россия в этом плане совершает ошибку, – считает гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Cимонов. – С одной стороны, противопоставляя себя Соединенным Штатам и Евросоюзу, которые ввели санкции, с другой стороны, забывая о том, что Иран – крайне опасный конкурент России на энергетическом рынке Европы». В частности, Тегеран уже увеличивает закупки газа в Туркмении и заявлял о намерении строить трубопровод из этой республики. Между тем санкции – большое благо для России, поскольку в этом случае ее соперник лишается необходимых инвестиций и будет вынужден тормозить развитие своих проектов, направленных в том числе и на строительство обходных маршрутов доставки энергоресурсов, отмечает эксперт. «Интерес китайцев в этой связи вполне понятен, но мы-то зачем лезем вперед?» – недоумевает он.

В свою очередь, партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин сомневается, что поставки нефтепродуктов окажутся очень прибыльными для российских компаний. «Цена на тот же бензин в самом Иране чрезвычайно сильно субсидируется властями, так что вопрос о том, почем наши компании – прежде всего «Газпром нефть», «Сургутнефтегаз» или та же «Роснефть» – будут поставлять топливо, остается открытым, – отмечает он. – Зато политический ущерб будет куда более существенным».

Между тем руководитель отдела инвестиционного анализа ИК «Универ» Дмитрий Александров считает, что такой шаг со стороны России вполне логичен. «Скорее всего вчерашние утверждения о том, что санкции не помешают экспорту нефтепродуктов в Иран, – повод для будущего торга с теми же США, – считает аналитик. – С экономической точки зрения такие соглашения не очень значительны, зато их впоследствии можно обменять на что-то более ценное».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
997
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
1233
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
1126
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
1118

Другие новости