Украинские магистральные газопроводы могут перейти российскому «Газпрому».
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
Накануне летних каникул Верховная Рада Украины приняла Закон «О принципах функционирования рынка природного газа», согласно которому национальная компания-монополист «Нафтогаз» должна быть реорганизована. В теории документ разработан в соответствии с требованиями Евросоюза, который еще при прежней власти требовал от Киева либерализации газового рынка. На практике преимуществами новых правил игры может воспользоваться разве что «Газпром», отмечают отраслевые эксперты.
Впервые вопрос о дроблении «Нафтогаза» на отдельные компании по видам деятельности – добывающую, транспортирующую и поставляющую газ – возник весной прошлого года в ходе переговоров правительства Юлии Тимошенко с Евросоюзом о финансировании модернизации газо-транспортной системы.
Как известно, те переговоры завершились подписанием декларации о намерениях. ЕС выдвинул Украине ряд условий, выполнение которых должно было стать предпосылкой к началу финансирования. В частности, требовалось сделать прозрачной и контролируемой работу «Нафтогаза», ради чего и было предложено раздробить компанию на отдельные структуры, а также повысить цену на газ на внутреннем рынке до рыночного уровня – то есть увеличить стоимость газа для бытовых потребителей и компаний Теплокоммунэнерго более чем на 100 долл. за 1 тыс. куб. м.
Накануне президентских выборов Киев не рискнул пойти на такие реформы. Однако новая власть вернулась к выполнению обязательств, формально взятых Тимошенко. Принятый закон о либерализации газового рынка предполагает, что из подчинения «Нафтогаза» будут выведены дочерние структуры: «Укртрансгаз», «Газ Украины» и «Укргаздобыча». А коммерческие компании, в том числе иностранные, получат прямой доступ к использованию украинских газопроводов и подземных газовых хранилищ. Впрочем, когда и как все это будет реализовано, пока неясно.
Чиновник, близкий к «Нафтогазу», сказал «НГ», что «дробление компании – некорректная формулировка, поскольку речь идет о технической реорганизации». По его словам, реформы планируется провести в течение длительного периода, возможно, только к завершению президентского срока Виктора Януковича. Он пояснил, что спешка может привести к недоразумениям как с европейскими кредиторами, перед которыми у «Нафтогаза» накопилась реструктуризированная задолженность; так и с «Газпромом», который пока остается для Украины единственным поставщиком и транзитером газа.
Официально российская компания пока не комментировала принятый Верховной Радой закон. Однако представители «Газпрома» ранее в комментарии «НГ» подтвердили неизбежность конфликтных ситуаций в том случае, если украинская сторона попытается перерегистрировать юридическое лицо, с которым у «Газпрома» заключены долгосрочные соглашения. Правда, бывший уполномоченный президента Украины по вопросам международной энергетической безопасности Богдан Соколовский уверен, что как раз с российской стороной проблем не возникнет, поскольку «Газпром» прямо заинтересован в объявленных реформах. По его словам, работающая в Украине дочерняя структура российской компании – «Газпромсбыт-Украина» – получит «неограниченные права и возможности».
До сих пор эта компания, введенная на украинский рынок по решению Юлии Тимошенко и Владимира Путина, являлась фактически оператором поставок газа: «Газпромсбыт-Украина» выкупала лимитированный объем газа (примерно десятую долю украинского рынка) у компании «Нафтогаз» и затем поставляла его четко обозначенному кругу промышленных потребителей. Либерализация рынка позволит потребителям выбирать поставщика, а дочерняя структура «Газпрома», избавившись от прежних ограничений, сможет с легкостью выиграть конкурентную борьбу и быстро завоевать украинский рынок, поясняют эксперты. По их словам, это позволит «Газпрому» не только контролировать украинскую промышленность, но вскоре получить практически монопольный доступ к подземным газовым хранилищам и системе магистральных газопроводов.
Бывший сотрудник «Нафтогаза» Валентин Землянский согласен, что у Киева нет богатства выбора, поскольку, несмотря на многолетние декларации о диферсификации поставок газа, «Газпром» продолжает оставаться основным поставщиком и транзитером. А эксперт по энергетическим вопросам Центра им. Разумкова Владимир Омельченко добавил, что в новом украинском законе не предусмотрены эффективные механизмы противодействия «использованию энергетического оружия в политических целях». Такие механизмы могут быть созданы только через несколько лет – в случае если Украина все же договорится об альтернативных поставках сжиженного газа, считает Землянский. Но к тому времени Россия успеет построить обходные газопроводы, что само по себе станет мощным рычагом давления на украинскую сторону, рискующую остаться без транзитных потоков газа, отмечают эксперты.
Киев