У гендиректора "Северстали" Алексея Мордашова есть вопросы к новому таможенному законодательству.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Сегодня формально вступает в действие Таможенный кодекс Таможенного союза (ТС). Однако ни бизнесмены, ни чиновники не имеют четких представлений о работе нового таможенного законодательства. Главной новостью стало заявление Минэкономразвития (МЭР) о том, что принятие нового закона о таможенном регулировании в РФ откладывается с лета на осень. В итоге усиливаются риски правовой неразберихи и чиновничьего произвола на местах. Независимые эксперты подтверждают: ситуация с Таможенным союзом настолько туманна, что до сих пор непонятно, что именно вступает сегодня в силу.
С 1 июля формально начинает действовать Таможенный кодекс ТС, ратифицированный пока что только Россией и Казахстаном. Основная цель кодекса – создание Единого экономического пространства РФ с соседними странами и упрощение таможенного контроля. Вчера в Москве прошла конференция, на которой чиновники обещали разъяснить основные положения нового таможенного законодательства и рассказать о возможных путях преодоления организационных сбоев в связи с началом работы Таможенного союза. Однако разъяснений и объяснений предприниматели так и не получили. Более того, почти каждое заявление представителей власти бизнесмены воспринимали как самую неожиданную новость.
Так, заявление замминистра экономического развития Андрея Слепнева о переносе сроков принятия нового закона о таможенном регулировании РФ на осень 2010 года оказалось полной неожиданностью для членов комитета Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по торгово-таможенной политике. «Мы исходим из того, что в новый таможенный закон будут внесены дополнения, которые будут связаны с практикой ТС», – сообщил Слепнев. Пока закон не будет принят, предполагается применять «как старую систему подготовки и оформления документов, так и новую». Причем замглавы ведомства Эльвиры Набиуллиной уверен, «что такой подход удобен всем операторам Таможенного союза». «В законе о таможенном регулировании много юридических неточностей, поэтому действительно было принято решение его доработать. Также мы пришли к выводу, что нам все равно придется оставить какую-то часть действующего Таможенного кодекса РФ, хотя по первоначальной идее принимаемый закон должен был бы полностью его отменить», – добавляет замглавы Федеральной таможенной службы Сергей Шохин.
Вокруг Таможенного союза слишком много тумана, напускаемого в основном самими представителями власти, уверены предприниматели. Как вчера рассказал председатель комитета РСПП по торгово-таможенной политике, гендиректор «Северстали» Алексей Мордашов, часто предприниматели банально не успевают уложиться в те жесткие сроки (иногда речь идет об одном дне), которые назначаются чиновниками для экспертного обсуждения и улучшения тех или иных норм. «Таможенный союз формируется сегодня без того участия представителей бизнеса (РСПП, в частности), которое необходимо для улучшения качества законодательных актов. В результате мы имеем много вопросов», – говорит Мордашов.
«Честно говоря, я сейчас впервые услышал, что принятие закона о таможенном регулировании, который все мы ждем и который прошел первое чтение в Госдуме, переносится на осень. Сегодня утром у меня было осознание того факта, что мы – представители бизнеса – закон этот поддерживаем и хотим, чтобы он был быстрее принят, и вдруг МЭР сообщает такие новости», – недоумевает Мордашов. Удивило его и то, что в течение года «будет распространен режим изъятия на товары, которые являются объектом защитных мер». И если последний вариант закона бизнесу кажется приемлемым, это еще не гарантирует, что он останется таким же и после доработки.
Тревожные ожидания звучат и с казахской стороны. Сегодня в связи со вступлением в Таможенный союз в Казахстане будет отменен упрощенный порядок таможенного оформления товаров для физических лиц. «Пока сложно сказать, как изменятся доходы, расходы и издержки. Даже комиссии ТС не совсем понятно, как будет работать этот механизм», – говорит эксперт казахского Института политических решений Галина Нахманович. Казахские аналитики уверены: скоро челночно-рыночная торговля, барахолки в Казахстане уйдут в прошлое.
Если же такие опасения соседей подтвердятся, то не исключено, что образовавшийся товарный дефицит заполнят российские поставщики. Еще больше неясности с Белоруссией, которая, как стало вчера известно, будет ждать ответов от России на все свои вопросы до 4–5 июля – в частности, на вопросы, касающиеся отмены пошлины на нефтепродукты.
Таможенникам предстоит применять на практике два закона одновременно. Фото Артема Житенева (НГ-фото) |
Опрошенные «НГ» эксперты разъясняют, что большая часть налоговых пошлин ТС формировалась на основе действующих российских таможенных тарифов. «Поэтому рядовые россияне практически не почувствуют никаких изменений от вступления в силу ТС, – рассказывает директор департамента компании «2К Аудит – Деловые консультации» Александр Шток. – Если же говорить о предприятиях, то в России может усилиться конкуренция в нише сельхозпроизводителей. Вместе с тем ТС открывает новые возможности для металлургического сектора, горнорудные ресурсы Казахстана станут доступнее для российских металлургов. Не исключено, что ТС даст толчок для развития в России инновационного производства. Производители Казахстана, в свою очередь, получат возможность диверсифицировать инвестиции». Как уточняет юрист компании Penny Lane Realty Сергей Поправка, серьезных изменений размера импортных пошлин в России не произошло – изменились ставки менее чем на 20% товаров. «Перечень товаров, таможенные ставки на которые остались неизменны, весьма широк – от алкоголя и сигарет до иномарок. Конечно, цены на некоторые товары изменятся. Например, подорожает одежда из нижнего ценового сегмента. Для того чтобы защититься от кутюрье из Турции и Китая, и были повышены таможенные ставки для такого сегмента товаров. Но зато должна немного подешеветь одежда среднего и верхнего ценовых сегментов. Логично ожидать некоторого снижения цен на отдельные виды бытовой техники – в частности, утюги, пылесосы, тостеры, электроплиты. Стоит также отметить ожидаемое повышение цен на большую часть видов мяса за исключением социальных сортов свинины и птицы», – перечисляет последствия юрист.
При этом независимые эксперты тоже отмечают большие проблемы как с пониманием российским рынком происходящих в связи с Таможенным союзом процессов, так и с недостаточной активностью власти разъяснять все туманные моменты. Как говорит начальник отдела таможенных услуг Asstra AG Михаил Козлов, «детали нового таможенного режима неизвестны и непонятны многим предпринимателям по той причине, что просто невозможно было проводить массированную разъяснительную работу, так как большинство конкретизирующих соглашений были приняты в последние два месяца, а в Белоруссии до сих пор нет ясности с принятием кодекса». «В настоящее время царит полный туман как для участников внешнеэкономической деятельности, так и для государственных органов, которые должны были создать нормативно-правовую базу ТС, – соглашается старший юрист Международной юридической фирмы CMS Гаик Сафарян. – В настоящее время нормативно-правовая база союза полностью не готова, что и предопределяет существование во время переходного периода известного правового вакуума. Поэтому начиная с 1 июля 2010 года организации – участники внешнеэкономической деятельности могут столкнуться с серьезными проблемами при экспортно-импортных операциях».
Примечательно, что даже специалисты спорят о том, что именно вступает и не вступает в силу с 1 июля. Так, главный юрист-эксперт таможенного холдинга «Группа Тарго» Андрей Цагай говорит, что до сих пор непонятно, вступит ли в силу и сам Таможенный кодекс. «Об этом нет информации ни в российских официальных источниках, ни на сайте Таможенного союза. Если новый кодекс будет введен в действие, совершенно непонятно, как его будут применять на практике таможенные органы. Ведь параллельно с ним придется руководствоваться и действующим российским Таможенным кодексом, и более чем двумя тысячами подзаконных таможенных актов. Но лишь в части, не противоречащей новому Таможенному кодексу. Едва ли это нормальная ситуация», – считает эксперт.
Итог таков: эксперты ожидают в самое ближайшее время неразбериху и расцвет чиновничьего произвола на всех уровнях – от рядовых таможенников до нормотворцев.