Аркадий Дворкович сетует на пессимизм граждан.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Выступая на прошедшем в Санкт-Петербурге международном экономическом форуме, президент Дмитрий Медведев подчеркнул, что «современную экономику невозможно построить сверху и по приказу». Для подтверждения курса на сокращение государственного влияния в экономике президент сократил в пять раз перечень стратегических предприятий. Пообещал президент и тиражирование модели технополиса Сколково. Опрошенные «НГ» эксперты сомневаются в эффективности объявленной политики, полагая, что точки применения государственной воли должны быть другими – коррупция и административные барьеры.
«Сколько бы госкомпаний у нас ни было, модернизация будет проведена прежде всего силами частного бизнеса, – заявил на прошедшем форуме президент. – И только при наличии конкуренции. А роль государства – создать для российских и иностранных предпринимателей благоприятный деловой климат, а также честную конкурентную среду». В день открытия форума он подписал соответствующий указ о сокращении числа стратегических акционерских обществ (АО) в России. «Я сокращаю перечень стратегических предприятий в пять раз, – объявил президент. – Число стратегических акционерных обществ уменьшается с 208 до 41, федеральных унитарных предприятий – с 230 до 159».
Кроме того, Медведев, возглавивший попечительский совет Сколкова, пообещал, что модель технополиса со временем будет тиражироваться по всей стране. «Поддержка инноваций не должна ограничиваться «Сколково», – отметил он. – Есть определенный смысл в эффективной реализации проекта, мы получим модель для последующего тиражирования».
Тем не менее даже власти понимают, что общество воспринимает эти инициативы весьма критически. Как признался помощник президента Аркадий Дворкович, пока, несмотря даже на небывалое внимание к этому вопросу руководства страны, доля людей, которые в принципе не верят в перспективы «Сколково», составляет около 30%. Еще около 50% граждан относятся просто к скептикам – конструктивным и не очень – и лишь 10–20% являются активными сторонниками проекта. По его мнению, люди, которые взвалили этот проект на свои плечи, должны быть нонконформистами и даже бунтарями.
Между тем западные помощники реализации проекта испытывают оптимизм. Центр инноваций «Сколково» способен продемонстрировать, как именно может развиваться инновационная деятельность в стране, если для этого созданы необходимые условия, заявил сопредседатель совета фонда центра инноваций «Сколково» Крейг Барретт. «Основной вопрос – создание атмосферы, благоприятной для инноваций, и этим нужно заниматься государству», – отметил он. Барретт, в свое время руководивший корпорацией Intel, считает, что проект иннограда Сколково способен стать примером успешного инновационного центра, опыт которого может быть распространен на другие центры научной и исследовательской деятельности в стране. «Я был более чем в 100 странах, и везде говорят, что заинтересованы в инновациях, особенно активны сейчас США, Япония, Китай, Индия и вот теперь Россия, – сказал Барретт, – однако нужно смотреть, что делается реально».
Между тем опрошенные «НГ» эксперты сомневаются в эффективности объявленной государством политики. «Сокращение числа стратегических предприятий, безусловно, важная, полезная и эффективная мера. Но приток инвестиций обеспечить только этим невозможно. Есть проблемы институционального характера – например, защита прав собственности. Плюс высокие административные барьеры, коррупция», – говорит директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. По его словам, многочисленные опросы показывают именно эти болевые точки и выводят именно эти проблемы на первое место. «Власти всегда пытаются что-то изменить. Но их попытки и представления о том, что менять и каким образом, не всегда правильны. Так и на этот раз», – констатирует Николаев.
Президент компании экспертного консультирования НЕОКОН Михаил Хазин уточняет, что политика – это всегда постановка неких стратегических целей. «Но какие цели преследует сокращение числа стратегических предприятий? Мы знаем, что большинство из тех технологических предприятий, которые были приватизированы, либо уже погибли, либо находятся под гнетом неподъемных кредитов, – уточняет он. – Похожие сомнения возникают и относительно Сколкова. Как именно будет работать инноград? Что власти собираются тиражировать? Можно ли говорить о тиражировании того, что еще не показывает каких-либо конкретных результатов? Ни на один из этих вопросов нет ясного ответа». При этом Хазин напоминает, что в стране уже есть несколько инновационных площадок – Зеленоград, Дубна, Томск, Новосибирск. Если «Сколково» и возникнет, то говорить о результатах можно будет только лет через 5–8, пока же разговоры об этом проекте беспочвенны.
Многие экономисты указывают на явную противоестественность проектов типа Сколково, которые могут повторить печальную судьбу российских наукоградов. Созданные по инициативе государства, эти научные центры в одночасье лишились экономической основы для своего существования: на их продукцию не было естественного спроса.