Тарифы ОСАГО многим могут оказаться не по карману.
Фото Арсения Несходимова (НГ-фото)
В ближайшее время полисы обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) согласно предложениям Минфина подорожают на треть. По базовой ставке полис обойдется автовладельцу примерно в 5 тыс. руб. вместо с нынешних 3,6 тыс. И это только начало. В перспективе неизбежен дальнейший резкий рост стоимости ОСАГО, связанный с намерением правительства в разы повысить выплаты за вред здоровью пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, а также в качестве компенсации имущественного ущерба.
Предложение Минфина об увеличении на 30% базовой ставки ОСАГО связано с решением повысить размеры компенсационных выплат, заявил «НГ» начальник управления методологии страхования Российского союза автостраховщиков (РСА) Алексей Карпицкий.
В частности, выплаты за вред здоровью, причиненный в ДТП, будут повышены со 160 тыс. руб. до 500 тыс. руб. Компенсация имущественного ущерба – со 125 тыс. руб. до 200 тыс. руб., причем без ограничения числа выплат по одному ДТП. А в будущем размеры компенсационных выплат за вред здоровью могут быть увеличены в четыре раза – до 2 млн. руб.
Из этого можно сделать вывод, что базовая ставка ОСАГО тоже должна быть соразмерно повышена. Карпицкий затруднился сообщить, как именно будет проиндексирована базовая ставка, и не назвал сроки принятия и реализации этого решения. Примерный порядок цифр станет понятен после того, как заработает система повышенных компенсационных выплат за вред здоровью в случае дорожно-транспортных происшествий.
Рост размера компенсаций – не единственная причина неизбежного роста базовой ставки ОСАГО. Руководитель общественного движения «Союз пешеходов» Владимир Соколов прогнозирует кратное увеличение числа обращений в страховые компании тех пешеходов, которые пострадали в ДТП. Сейчас за компенсациями обращаются менее 1% пешеходов, попавших в беду на дороге, несмотря на то что по закону об ОСАГО все без исключения имеют на это право. Большинство пешеходов просто не информированы на этот счет. Однако по мере ликвидации правовой неграмотности, а также повышения размера выплат до 500 тыс. руб. количество обращений пешеходов за компенсациями станет значительно большим, чем сейчас. «Юридические компании уже готовятся к наплыву пострадавших пешеходов», – утверждает Соколов. По его оценке, суммарно выплаты по этим «пешеходным» искам составят около 2,5 млрд. руб.
Если прогноз верен, то доходность по ОСАГО может уйти в минус, и тогда страховые компании будут поставлены перед необходимостью добиваться очередного повышения базовой ставки. По словам лидера движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслава Лысакова, выплаты по ОСАГО сейчас составляют менее 56–57% от общей суммы страховых взносов. Еще 20% из этих средств оставляют себе на собственные нужды страховые компании, а 3% – перечисляется в компенсационный фонд, который платит по страховым случаям за компании, ставшие банкротами или лишенные лицензий. Получается, что почти 20% средств пока остаются невостребованными. Как пояснил Карницкий, эти деньги не пропадают, а резервируются на случай роста убыточности ОСАГО.
В этой схеме смущает факт существования компенсационного фонда. Это исключительно российское ноу-хау, которому аналогов в Европе нет, говорит Карпицкий. Там устоявшийся рынок страхования, на котором работает ограниченное число страховых компаний. В их надежности нет сомнений, чего не скажешь о некоторых российских автостраховщиках. Фактически автовладельцы оплачивают неспособность Росстраха и правоохранительных органов гарантированно очистить рынок автострахования от недобросовестных и финансово ненадежных компаний. Работай они эффективнее – ОСАГО как минимум на 3% было бы дешевле.