Проект иннограда Сколково, который рассматривается как один из «локомотивов» российской модернизации, может претерпеть серьезные изменения. Возможно, под инноград вообще не дадут бюджетных денег, а управлять проектом «Сколково» будет группа частных инвестиционных банков. В первую очередь – близких к Минфину и Минкомсвязи России.
В распоряжении газеты оказался депутатский запрос члена фракции «Справедливая Россия» Михаила Емельянова на имя вице-премьера, министра финансов Алексея Кудрина. В своем запросе депутат, хотя и отдает должное модернизации России как осознанной необходимости, обрушивается на проект иннограда Сколково с весьма жесткой критикой. По мнению Емельянова, «Сколково – это «внутренняя офшорная зона на территории РФ» (депутат тут же благодарит своего адресата Кудрина за многолетнюю борьбу с внутренними офшорами); инноград «не располагает первоначальной научной, технологической и кадровой базой»; Сколково «ориентируется не на фундаментальные научные исследования, требующие безвозвратных вложений на протяжении десятилетий, а на «быстрые» инновационные разработки коммерческого характера». Весьма примечательны выводы, которые делает Емельянов. По его мнению, инноград не заслуживает финансирования за счет средств федерального бюджета, то есть налогоплательщиков (4,6 млрд. руб. – в 2010 году, свыше 10 млрд. руб. – в 2011 году). Далее депутат призывает вице-премьера, известного своей скупостью во всем, что касается бюджетных средств, рассмотреть подготовленный группой инвестиционных банков (во главе с банком Marshall Capital Partners) проект создания «управляющей компании иннограда Сколково в форме акционерного общества, которое могло бы обеспечить внебюджетное финансирование проекта посредством эмиссии рыночных ценных бумаг».
О том, что проект такой управляющей компании существует, ряд СМИ сообщил недавно со ссылкой на источник в правительстве РФ. Согласно проекту некоммерческий фонд под руководством Виктора Вексельберга займется только девелопментом и управлением социально-инженерной инфраструктурой иннограда Сколково. Деньги же в инноград будет привлекать открытое АО, созданное группой инвестиционных компаний и банков. В результате Вексельберг, который сейчас по указу президента является главой Сколково, лишится львиной доли своих полномочий и превратится в «сколковского завхоза».
По-видимому, особую роль в лоббировании новой схемы работы иннограда Сколково играет инвестбанк Marshall Capital Partners (MCP). За последнее время этот банк совершил серьезный рывок на рынке – объем средств под его управлением вырос, по данным «Коммерсанта», с 200 млн. долл. в 2005 году до 2,5 млрд. долл. сейчас. Как убеждены многие финансовые аналитики, MCP обязан своим успехам в первую очередь хорошими отношениями с двумя федеральными ведомствами – Минфином и Министерством связи и массовых коммуникаций РФ. Не случайно основатель фонда Константин Малофеев является независимым членом совета директоров главного российского телекоммуникационного холдинга «Связьинвест».
Да и сам запрос Михаила Емельянова не выглядит всего лишь благородной попыткой народного избранника защитить бюджетные средства. В последнее время депутат Емельянов был замечен в выполнении некоторых особо деликатных поручений власти. Например, в начале мая именно он совместно с единороссом Сергеем Марковым и Павлом Таракановым из ЛДПР внес в Госдуму поправки к Закону «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», серьезно ужесточающие правила проведения уличных протестных акций. Наблюдатели полагают, что и письмо Емельянова Кудрину могло быть фактически инициировано чиновниками, которые хотели бы перехватить контроль над проектом иннограда Сколково. Не случайно в последнее время активизировались утечки о создании на базе Минкомсвязи РФ нового министерства инноваций и технологического развития, которое вроде бы претендует на управление всем пакетом приоритетных модернизационных проектов.
Тем временем Дмитрий Медведев 5 мая подписал указ, согласно которому управлять инноградом Сколково будет Комиссия при президенте по модернизации и технологическому развитию экономики России. А не правительство и не министерство инноваций.
Модернизация России еще пока не начиналась. Но лоббистская борьба за контроль над ней уже развертывается нешуточная. И эта борьба может нанести модернизационным планам российской власти труднопоправимый урон.