0
2240
Газета Экономика Интернет-версия

13.05.2010 00:00:00

Счетная палата обнаружила чудеса фармацевтики

Тэги: лекарства, цены


лекарства, цены Татьяна Голикова знает, как нужно контролировать цены на лекарства.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Российское государство так и не смогло создать эффективной системы снабжения лекарствами собственного населения. Все больше граждан бегут из системы льготного обеспечения, в которой на сегодня остались лишь около четверти всех льготников. А созданный в марте лекарственный госреестр подталкивает рост розничных цен и оставляет в проигрыше отечественных производителей. Такие выводы опубликовала вчера Счетная палата (СП) РФ. Независимые эксперты подтверждают выводы, сделанные ведомством Сергея Степашина.

Вчера СП обнародовала результаты проведенного в 2009–2010 годах экспертно-аналитического исследования, посвященного эффективности антикризисных мер по оказанию населению медицинской помощи и организации льготного лекарственного обеспечения граждан. Анализировались результаты социологических опросов как среди льготников, так и среди непосредственных участников фармацевтического рынка, а также данные, полученные от министерств, ведомств, фармацевтических организаций и 16 субъектов РФ. Аудитор Счетной палаты Владимир Катренко сделал вывод, что «в результате предпринятых в течение последних лет мер серьезные подвижки в положительном направлении есть, хотя говорить, что все эти положительные тенденции приобрели устойчивую основу, пока рано». Каждая правительственная инициатива приводила не только к позитивным результатам, но и к негативным.

В итоге, как отмечается в материалах СП, «несмотря на выделение из бюджета значительных финансовых средств, многие граждане остаются неудовлетворены организацией лекарственного обеспечения в своих субъектах РФ». Из бюджета в целом за период с 2005 по 2009 год на лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан было выделено свыше 320 млрд. руб., на 2010 год предусмотрены расходы в объеме 85,5 млрд. руб.

Несмотря на это, до сих пор каждый второй льготник, которому положены бесплатные лекарства по рецепту, вынужден покупать медикаменты за свои деньги. Также каждый второй ждет возможности льготного приобретения в течение недели, а четверть льготников – еще дольше. Поэтому численность граждан, сохраняющих за собой право на льготное обеспечение медикаментами, ежегодно снижается, по состоянию на 1 января 2010 года она составила почти 4,3 млн. человек. Система государственного обеспечения российских льготников лекарствами так и не заработала начиная с 2005 года, когда была введена система дополнительного лекарственного обеспечения. Люди выбирают денежную компенсацию, а не бесплатные рецепты. Катренко отметил, что это признак недоверия граждан существующей системе лекарственного обеспечения.

В то же время в СП отмечают, что «благодаря государственным программам в течение двух последних лет показатель ежегодного прироста потребления лекарств составляет около 26%». Это свидетельствует об эффективности правительственных мер, уверены чиновники. Есть еще одна причина такого прироста – неблагоприятная демографическая ситуация в стране. Так, Катренко обратил внимание на то, что население России стареет, и на то, что до сих пор не решена проблема с алкоголизмом, отсюда постоянно растущий спрос на лекарства. Однако этот спрос не распространяется на лекарства отечественных производителей: «Потребление готовых лекарственных средств российского производства на фоне растущего рынка падает на 1–2% в год, и в 2008 году составило лишь 19% в денежном выражении».


Россияне привыкают к новому ассортименту аптек.
Фото Арсения Несходимова (НГ-фото)

Отсюда вытекает еще один вывод СП, касающийся Закона «Об обращении лекарственных средств», в котором закреплены нормы госрегулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства (ЖНВЛС). Как пояснили в СП, госрегулирование надбавок каждого федерального округа к предельным отпускным ценам фармпроизводителей «ударит» и по отечественному производителю, и по потребителю, ради которого, казалось бы, данный закон и разрабатывался в ведомстве Татьяны Голиковой. Регулирование стимулирует аптеки к продаже лекарств с максимальными ценами: идентичные препараты из госреестра 2010 года от разных производителей отличаются по ценам иногда в 3 раза. Вымывание дешевых лекарств из аптек поразительно напоминает аналогичные процессы в последние десятилетия существования советской экономики. Тогда предприятия и торговля – существовавшие в рамках государственных цен – также отказывались от дешевых потребительских товаров, заменяя их более дорогим ассортиментом.

«Основная цель государства в вопросе регулирования цен читается между строк – оптимизировать расходы бюджета на лекарственное обеспечение. Компании, чьи портфели в большей степени зависят от ЖНВЛС рынка, пострадают более всего. Так как перечень стремились больше наполнить отечественными препаратами, то получается, что, регулируя более жестко цены на отечественную продукцию, мы тем самым мешаем отечественным компаниям получать нормальную прибыль, чтобы потом полученную прибыль реинвестировать в новое производство», – поясняет, в свою очередь, руководитель департамента маркетинговых исследований компании «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов.

Наконец, согласно отчету Катренко, не произошло также и снижения цен на многих региональных аукционах, где приобретаются лекарства в рамках госзакупок. Госрегистрация предельных отпускных цен на ЖНВЛС вовсе не гарантирует снижения цен госзакупки на региональных аукционах. Независимые же эксперты уточняют, что госрегулирование цен на ЖНВЛС и не должно напрямую затрагивать цену госзакупки. По словам старшего юриста международной юридической фирмы CMS Олеси Акимцевой, «государственное регулирование определяет предельные отпускные цены производителей ЖНВЛС и предельные оптовые и розничные надбавки. Минимальные цены по-прежнему определяются в ходе аукционов, и государственное регулирование необязательно должно приводить к их автоматическому снижению».

Независимые эксперты согласны с выводами СП. «Со стороны закона все верно: аптеки закупают только те лекарства, предельные цены на которые заявлены производителем, – поясняет эксперт департамента оценки «2К Аудит – Деловые консультации» Ирина Воробьева. – Дорогие импортные аналоги появляются на рынке, а более дешевые отечественные лекарства остаются за кадром». Как замечает Воробьева, многие производители лекарств сильно потеряли в доходах, поэтому сейчас они намеренно не регистрируют цены на дешевые лекарства, одновременно накручивая цены на товары вне списка ЖНВЛС, но аналога которых не существует в ассортименте отечественных производителей, покрывая таким образом свои убытки.

Система же льготного лекарственного обеспечения, по мнению эксперта, как обычно забуксовала из-за бюрократизации всей системы здравоохранения и недостаточного финансирования.

Между тем глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова отчиталась вчера в Госдуме об успехах госрегулирования. По ее словам, с 26 апреля по 3 мая Росздравнадзор провел проверки в 606 российских аптеках. В результате ведомство выдало 518 предписаний об устранении нарушений по 400 учреждениям, по 300 фактам материалы направлены в прокуратуру. При этом завышение цен на лекарства в аптеках выявлено в 37 российских регионах.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ипполит 1.0

Ипполит 1.0

«НГ-EL»

Соавторство с нейросетью, юбилеи, лучшие книги и прочие литературные итоги 2024 года

0
711
Будем в улицах скрипеть

Будем в улицах скрипеть

Галина Романовская

поэзия, память, есенин, александр блок, хакасия

0
364
Заметались вороны на голом верху

Заметались вороны на голом верху

Людмила Осокина

Вечер литературно-музыкального клуба «Поэтическая строка»

0
317
Перейти к речи шамана

Перейти к речи шамана

Переводчики собрались в Ленинке, не дожидаясь возвращения маятника

0
398

Другие новости