Больше регулирования – меньше лекарств.
Фото Арсения Несходимова (НГ-фото)
Госрегулирование цен на лекарства приносит первые неприятные сюрпризы: из аптек исчезли привычные препараты, а дешевые отечественные лекарства вытесняет дорогой импорт. Нынешняя схема госрегулирования, по мнению фармацевтов, нуждается в пересмотре, поскольку она не обеспечивает снижения цен и не способствует импортозамещению. Вчера представители Минздравсоцразвития признали факт сокращения аптечного ассортимента, но заявили, что для паники нет оснований: основные лекарственные субстанции по-прежнему представлены в России.
Любое госрегулирование цен ведет к сокращению ассортимента и создает проблемы для потребителей. Эту общую закономерность подтвердила и новая инициатива российского правительства по госрегулированию цен на лекарства. Попытка ограничить рост цен в аптеках привела к ожидаемым побочным эффектам: многие покупатели лишились возможности выбора, а дешевые препараты начали вытесняться более дорогими.
Вчера представитель Минздравсоцразвития сообщил «НГ», что по состоянию на 20 апреля в России были зарегистрированы 6027 предельных отпускных цен на препараты из списка жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛС), который основан на примерно пяти сотнях международных непатентованных названий (МНН) лекарственных субстанций. Как сообщили в ведомстве Татьяны Голиковой, все позиции по 500 МНН на сегодня «закрыты», то есть представлены на рынке. «Могут отсутствовать какие-то торговые наименования, но нет ситуации, когда международное непатентованное наименование лекарства не было бы представлено хотя бы одним производителем», поэтому никаких оснований для паники нет. Тем более регистрация цен на препараты продолжается.
Однако исполнительный директор «Российской ассоциации аптечных сетей» Нелли Игнатьева сообщила, что лекарственные препараты, предельные цены на которые не зарегистрированы, уже исчезли из аптек. К примеру, из ассортимента аптек, по словам Игнатьевой, выпали хорошо известные капли отривин. К списку исчезнувших Игнатьева также добавила антибиотики элефлокс, рентгеноконтрастный препарат урографин, спрей «Длянос» и др.
Есть три причины, по которым некоторые производители до сих пор не зарегистрировали предельные цены. Первая – ряд производителей просто не уложились в отведенные сроки. Согласно закону длительность регистрации предельных отпускных цен на ЖНВЛС составляет 35 рабочих дней. Чтобы зарегистрировать предельные цены до 1 апреля, нужно было подать досье на рассмотрение в Росздравнадзор до 10 февраля. «В случае если производитель предоставил документы 31 марта, препарат более месяца не сможет обращаться на рынке», – поясняет старший юрист международной юридической фирмы CMS Юлия Федорова. Вторая причина – часть производителей осознанно отказались от регистрации. Как ранее объяснял замглавы формулярного комитета РАМН Павел Воробьев, точкой отсчета для предельных наценок стала средневзвешенная цена препарата за второе полугодие 2009 года, когда многие предприятия вынужденно продавали часть продукции ниже себестоимости. Тогда это было обусловлено экономическим кризисом, но и дальше продавать лекарства по заниженной цене предприятиям уже не выгодно. На этой почве возникает еще одна проблема: российские препараты действительно замещаются аналогичными лекарствами, но уже иностранными и, следовательно, более дорогими. Это выгодно дистрибьюторам, но противоречит самой идее госрегулирования цен на ЖНВЛС. «Российский производитель, например, препарата атропин отказался от регистрации, и цены зарегистрировали на импортный препарат. То есть беспокоиться о том, что препаратов вообще не будет, не нужно, вот только сами препараты вряд ли станут доступнее», – рассказывает Игнатьева. Дешевые лекарства будут вытеснены более дорогими импортными аналогами. Наконец, третья причина исчезновения лекарств – часто аптекам самим не выгодно продавать лекарства по слишком низким ценам. После 1 апреля аптеки были вынуждены реализовывать отдельные лекарственные препараты по цене, иногда в несколько раз ниже закупочной. «Например, аптека ранее приобрела препарат за 900 рублей, а теперь она обязана продавать его не дороже 195 рублей», – уточняет Игнатьева. Вполне логично, что свои убытки аптеки будут покрывать за счет потребителей – за счет увеличения цен на лекарства вне списка ЖНВЛС. «Сегодня уже ясно, что в утвержденные методики нужно будет вносить дополнения. Неправильно, например, нашему населению предоставлять один и тот же препарат в расфасовке и по 5, и по 10 таблеток по одной цене», – добавляет Игнатьева.
Какие лекарства исчезли после введения госрегулирования (фрагмент списка).
Ампициллин, бекотид, вакцина стафилококковая, виролекс, витагерпавак, виферон, гепарин, герпферон, гинипрал, дифлюкан, длянос, имодиум, интерферон, ксимелин, мальтофер, метронидазол, окупрес-Е, пилокарпин, проксодолол, регидрон, стрептомицина сульфат, тамоксифен, трамал, урографин, флемоклав, флюкостат, цифран, элефлокс, эналаприл, эффералган.
Источник: данные «Российской ассоциации аптечных сетей» и Союза профессиональных фармацевтических организаций» на начало апреля