0
1559
Газета Экономика Интернет-версия

16.04.2010 00:00:00

Россияне теряют мобильность

Тэги: транспорт, тарифы


транспорт, тарифы Поездка на общественном транспорте – не самое дешевое удовольствие.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)

Почти в трети российских регионов уровень транспортной доступности – то есть количество поездок, которые может совершить среднестатистический житель, – в 2010 году существенно упал по сравнению с прошлым годом. Такой вывод содержится в исследовании общественного транспорта, которое опубликовала вчера компания «ФинЭкспертиза». Падение транспортной доступности экономисты объясняют ростом тарифов и снижением доходов значительной части населения. В 43 субъектах тарифы на общественный транспорт эксперты называют исключительно высокими. При этом по числу доступных поездок на общественном транспорте российские регионы различаются более чем в три раза.

Для оценки доступности общественного транспорта для граждан аналитики «ФинЭкспертизы» разделили средние доходы россиян за январь 2010 года в каждом субъекте Федерации на усредненную стоимость проезда в общественном транспорте в этом регионе. В итоге было определено максимальное количество поездок на автобусах, троллейбусах, трамваях, которые мог бы совершить среднестатистический житель региона.

Как показывают расчеты, в регионах с исключительно высокими тарифами на проезд граждане могут совершить менее 1,5 тыс. поездок на общественном транспорте в месяц. Наименьшей транспортной доступностью в России отличились 43 региона.

Жители еще 27 субъектов Федерации могут себе позволить от 1,5 до 2 тыс. поездок на среднюю зарплату, восьми регионов – от 2 до 2,5 тыс. поездок. И лишь в трех регионах цены на билеты на общественном транспорте аналитики сочли адекватными уровню доходов их жителей. Бесплатный проезд для всех категорий пассажиров сохранился на Чукотке, где полную стоимость проезда на двух автобусных маршрутах автономного округа (цена поездки 25 руб.) оплачивает бюджет региона.

По данным «ФинЭкспертизы», доступность общественного транспорта с начала текущего года на многих территориях резко ухудшилась. В каждом третьем регионе уровень транспортной доступности снизился сразу на 10%. Такая ситуация связана прежде всего с ростом тарифов на общественном транспорте. Например, в Карачаево-Черкесии тарифы выросли на 22,5%, в Оренбургской области – на 23,4%, в Волгоградской области – на 28,3%, в Смоленской – на 27%, в Ненецком автономном округе – на 25%, в Красноярском крае – на 21%, а в Ханты-Мансийском автономном округе – на 23,2%.

Но наиболее сложная ситуация с доступностью общественного транспорта сегодня сложилась в Курганской, Московской и Псковской областях. Жители этих регионов на свои денежные доходы могут приобрести соответственно лишь 1041, 1045 и 1045 поездок. Обратная картина в Ямало-Ненецком округе – 3140 поездок. Таким образом, наблюдается трехкратный разрыв между субъектами Федерации по уровню доступности транспортных услуг для населения.

Гендиректор «ФинЭкспертизы» Агван Микаелян считает, что прямой закономерности между доходами населения и ценами на проезд на общественном транспорте нет. Этот вопрос не отслеживается серьезным образом ни на федеральном, ни на региональном уровнях. Между тем, уверен эксперт, тарифы на проезд на общественном транспорте должны более жестко регулироваться, чтобы ограничивать региональные власти в стремлении по своему усмотрению, без учета уровня доходов жителей, повышать стоимость проезда на городских и пригородных маршрутах.

В свою очередь, директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич говорит, что рост тарифов на общественном транспорте автоматически следует за повышением тарифов на электроэнергию и услуги ЖКЖ. Кроме того, высокая стоимость проезда на общественном транспорте определяются наличием в регионах огромного числа льготников, перевозки которых местные власти частично дотируют из своих бюджетов, ну а остальное приходится доплачивать обыкновенным пассажирам. Но если применительно к ЖКХ тарифы уже достигли предела чувствительности, то для общественного транспорта этот рубеж еще не пройден. «Предела ограничения мобильности населения мы еще не перешли. Однако в какой-то момент народ точно взвоет», – прогнозирует Зубаревич.

Региональные различия в доступности общественного транспорта*
Субъект Федерации Стоимость одной поездки, руб. Доходы населения, руб. Количество доступных поездок
Курганская обл. 11,8 12 280 1041
Московская обл. 22 22 984 1045
Псковская обл. 12 12 543 1045
Марий Эл 10 10 895 1090
Самарская обл. 13,33 14 659 1100
Алтайский край 9,83 11 029 1122
Карачаево-Черкесия 9,25 10 466 1131
Нижегородская обл. 12,36 14 409 1166
Удмуртия 11 12 873 1170
Татарстан 13,01 15 478 1190
Мордовия 9,21 10 997 1194
Алтай 11 13 323 1211
Кировская обл. 10 12 250 1225
Забайкальский край 14,03 17 583 1253
Чувашия 9 11 330 1259
Ульяновская обл. 9,4 11 945 1271
Новгородская обл. 11,72 15 029 1282
Санкт-Петербург 19 24 478 1288
Брянская обл. 8,36 10 817 1294
Владимирская обл. 10 13 067 1307
Калмыкия 8 10 731 1341
Ленинградская обл. 14,37 19 306 1343
Тверская обл. 10 13 442 1344
Кемеровская обл. 7,62 16 362 2147
Мурманская обл. 12 27 751 2313
Ханты-Мансийский округ 15,67 36 715 2343
Тюменская обл. 13,91 33 662 2420
Камчатка 14 33 981 2427
Сахалинская обл. 13,32 34 280 2574
Ненецкий автономный округ 15 44 752 2983
Ямало-Ненецкий округ 14,44 45 347 3140
* – данные на начало 2010 года. Источник: расчеты компании ⌠ФинЭкспертиза■

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


У Дели есть свой человек в Вашингтоне

У Дели есть свой человек в Вашингтоне

Владимир Скосырев

Вице-президент США посетит Индию с супругой

0
1222
Россия займется поставками "новой нефти"

Россия займется поставками "новой нефти"

Анастасия Башкатова

Минцифры и бизнес могут инициировать создание биржи синтетических данных на уровне БРИКС

0
1727
Партия Миронова продолжает преследовать КПРФ

Партия Миронова продолжает преследовать КПРФ

Дарья Гармоненко

Власть предполагает поделить левые силы на полезные и ненужные

0
1164
Курский губернатор прокладывает дорогу к выборам

Курский губернатор прокладывает дорогу к выборам

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единоросса Хинштейна оттенит мягкая палитра кандидатов от других политструктур

0
1182

Другие новости