0
2293
Газета Экономика Интернет-версия

09.04.2010 00:00:00

Шахтеров превратят в нефтяников

Тэги: уголь, топливо, проект, завод


уголь, топливо, проект, завод Традиционная продукция угольщиков пройдет глубокую переработку.
Фото Reuters

В ближайшее время Россия может приступить к строительству крупного завода по сжижению угля. Принципиальное решение по этому поводу должно быть принято правительством. Об этом вчера объявил глава Минэнерго Сергей Шматко. Однако независимые эксперты ставят под сомнение экономическую целесообразность этого проекта, называя его экзотическим. По-настоящему производство жидкого топлива из угля может быть рентабельным при мировых ценах на нефть значительно выше 100 долл. и низких тарифов на электроэнергию в России.

Сергей Шматко официально подтвердил о намерениях правительства начать серьезно прорабатывать проект строительства завода по сжижению угля с трибуны Московского международного энергетического форума «ТЭК России в XXI веке».

Предприятие будет синтезировать жидкое топливо из бурого и каменного угля, запасы которых в России огромны. Однако спрос на этот вид топлива на внутреннем рынке последние годы во многом поддерживается искусственно. Например, за счет развития угольной электрогенерации. При этом решаются как минимум две задачи. Первая – применение угля на ГРЭС высвобождает дополнительные объемы газа для экспорта. Вторая – снижается социальная напряженность в шахтерских регионах, которым в случае остановки шахт грозила бы поголовная безработица.

Замглавы Минэнерго Анатолий Яновский, комментируя «НГ» заявление министра, признал, что место строительства завода по сжижению угля пока точно еще не определено. В числе претендентов – Кузбасс, Восточная Сибирь и Якутия. Срок реализации такого проекта составляет примерно 6–7 лет. Таким образом, если правительство примет решение о строительстве завода по сжижению угля до конца текущего года, в эксплуатацию он будет сдан не ранее 2016–2017 года.

Следует сказать, что идею синтезировать из угля жидкое топливо революционной не назовешь. Технология производства из угля синтетического бензина в промышленном масштабе была отработана фашистской Германией, испытывавшей во время Второй мировой сложности с поставками нефти, а также в ЮАР в условиях экономических санкций, направленных против режима апартеида.

Примерно четверть века назад в СССР поднимался вопрос о создании предприятий по получению жидких и газообразных углеводородов из бурого угля. Проект, получивший название КАТЭК (Канско-Ачинский топливно-энергетический комплекс), предусматривал строительство нескольких ГРЭС общей мощностью до 25 млн. кВт-ч и циклопических заводов по сжижению и газификации бурых углей. Однако материализовать эти амбициозные планы тогда не удалось, зато они оказались привлекательными в современных условиях. По расчетам ученых, из 100 млрд. тонн бурых углей можно произвести до 30–40 млрд. тонн синтетической нефти, пригодной для производства моторного топлива.

Сжижение и газификация угля считаются весьма перспективной отраслью в Китае. В ближайшие годы в КНР будет создано семь зон углехимической промышленности, которые будут специализироваться на выпуске жидкого и газообразного топлива на основе угля. Общий объем вложений в реализацию проекта оценивается примерно в 60 млрд. долл. Китайский опыт переработки угля в октябре прошлого года оказался в центре внимания российско-китайского энергетического диалога на уровне замглав правительств. В частности, вице-премьера РФ Игоря Сечина заинтересовал крупнейший в Китае завод по сжижению угля во Внутренней Монголии. Источники в российском правительстве не исключают, что угольные заводы на территории России будут построены с участием китайцев.

Заметим, что текущая рентабельность производства жидкого топлива из угля зависит от мировых цен на нефть и внутренних цен на электроэнергию. Первые должны быть максимально высокими – существенно выше 100 долл. за баррель, вторые – низкими, примерно на уровне себестоимости электроэнергии, вырабатываемой на АЭС. С учетом этих обстоятельств директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов называет «экзотическим» проект строительства завода по сжижению угля. «Для чего нужно сжижать газ, понятно. Так его дешевле и проще транспортировать. Но для чего сжижать уголь – непонятно. Это экзотическая штучка, которую продвигают угольщики», – подчеркнул эксперт. Несмотря на все эти минусы, завод по сжижению угля скорее всего будет построен. Правосудов назвал наиболее вероятное место реализации этого проекта – Восточная Сибирь.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1266
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1112
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2132
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
953

Другие новости