Андрей Клепач против укрепления рубля.
Фото Елены Фазлиуллиной (НГ-фото)
Центробанк (ЦБ) должен прекратить укрепление рубля, которое создает угрозу национальной экономике. С таким призывом выступил вечером в воскресенье замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач. Независимые экономисты советуют ЦБ ослабить рубль хотя бы до 33 руб. за доллар. Однако против этого выступает кремлевская партия сильного рубля. Впрочем, некоторые эксперты считают, что влияние курса рубля на динамику ВВП в условиях нынешнего кризиса слишком преувеличено и даже слабый рубль вряд ли ускорит экономический рост.
Выступая в воскресенье на Российском финансовом форуме в Швейцарии, замглавы Минэкономразвития (МЭР) Андрей Клепач заявил, что в ближайшие два-три года в случае сохранения либеральной курсовой политики российского ЦБ произойдет укрепление рубля, что «резко ухудшит конкурентоспособность практически всех секторов экономики». «Это не означает, что ЦБ ведет себя неправильно, он ведет себя в соответствии с той политикой, которую принял и которую в этом пункте поддерживает и правительство, – объясняет замминистра. – Но эту политику надо бы скорректировать, потому что риски слишком велики».
Как объясняет главный экономист Центра развития Валерий Миронов, тут сталкиваются два подхода к факторам экономического роста. С одной стороны, МЭР считает, что укрепление рубля и следующий за ним рост импорта негативно сказываются на отечественной промышленности, так как доходы населения идут на покупку импортных товаров. С другой стороны, ЦБ пытается затормозить инфляцию за счет укрепления рубля и удешевления импортных товаров, а снижение инфляции, в свою очередь, должно стимулировать сбережения населения, инвестиции, кредитование. «Однако меня настораживает тот факт, что в конце 2009 года и даже в январе–феврале 2010 года у нас инфляция резко снизилась, – говорит Миронов. – И ЦБ борется с призраками. Поэтому действительно имеет смысл отложить переход к свободному курсу на период этого года, когда инфляция и так будет низкая в силу стагнации спроса».
«При текущем курсе 30 рублей за доллар экономика лежит на боку, – рассуждает экономист. – Поэтому рубль надо ослабить хотя бы на 10%». Но сама по себе девальвация – не панацея, она обязательно должна сопровождаться созданием импортозамещающих производств, и тут снова встает вопрос стимулирования инвестиций.
Впрочем, многие экономисты считают, что в Минэкономразвития преувеличивают влияние курса рубля на экономический рост – особенно в условиях нынешнего кризиса. «Некоторое негативное влияние укрепления рубля существует, но оно несущественное. Куда очевиднее долгосрочное положительное влияние, ведь дорогой рубль способствует импорту современного оборудования, производительности труда, повышению эффективности экономики», – замечает руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. Дорогой рубль теоретически может негативно влиять на автопром, сельхозпроизводителей и на экспортеров в обрабатывающих секторах. Но экспорт обрабатывающих предприятий невелик, российский автопром в системном кризисе, на который курс рубля не влияет, а сельское хозяйство, напротив, на подъеме из-за роста внутренних цен, и дополнительная курсовая поддержка ему не нужна.
«Надежды на повторение положительного эффекта девальвации 1998 года сегодня напрасны», – считает Гурвич. Тогда рост экономики объяснялся не импортозамещением, а резким увеличением доли прибыли компаний за счет сокращения доли оплаты труда. В нынешний кризис доля оплаты труда почти не сократилась, а доля прибыли компаний упала настолько, что ее не компенсировать изменением курса, считает экономист.
Эксперты уверены: несмотря на свои демарши, МЭР не в состоянии реально изменить политику Центробанка. «Даже вместе с Минфином МЭР не заставит ЦБ отказаться от политики плавающего курса, – утверждает президент компании экспертного консультирования «Неокон» Михаил Хазин. – Это мог бы сделать Медведев, но в администрации президента довольно мощное лобби, выступающее за сильный рубль». (О кремлевской партии сильного рубля «НГ» писала 28.10.09.) И если все на самом деле так, то нетрудно догадаться, чьи именно интересы отстаивает это лобби. Ведь, напоминает замначальника аналитического департамента «Арбат Капитал» Алексей Павлов, «крепкая национальная валюта традиционно играет на руку только импортерам».
Хотя некоторые эксперты не так апокалиптичны в своих предположениях. За ЦБ стоят банки, а им тоже нужен экономический рост. «Банки набрали много дорогих депозитов в начале прошлого года, и сейчас эти дорогие депозиты надо оплачивать, тогда как кредитование снижается, – поясняет Миронов. – Поэтому никаких принуждений и не потребуется. Еще два месяца стагнации, и ЦБ сам пойдет на необходимые для оживления экономики меры». Однако полный «возврат к докризисной политике жестко управляемого и предсказуемого курса рубля невозможен», – уверен Гурвич.