«Газпрому» украинская труба может оказаться неинтересной.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
С приходом к власти нового главы Украины идея создания международного газового консорциума, призванного гарантировать бесперебойную подачу российского газа в Европу, обрела второе дыхание. К тому же сам Виктор Янукович в своих предвыборных речах говорил о намерении решить этот вопрос. Между тем экс-канцлер ФРГ Герхард Шредер заявил о том, что состояние транзитных путей уже сегодня «является неудовлетворительным», а через 20 лет украинский маршрут вообще будет неработоспособным. Эксперты считают, что рано или поздно Украине придется передать часть своей газотранспортной системы (ГТС) под контроль иностранцев, в том числе «Газпрома».
«Состояние транзитных путей является неудовлетворительным, – отметил Шредер в ходе работы германо-российского форума в Москве 11 марта. – И проблема транзита через Украину не в том, что кто-то политическим решением может снова перекрыть газ. Этот трубопровод через 20 лет просто не сможет газ подавать, потому что будет неработоспособен». По его словам, эту проблему надо решать, учитывая, что 80% российского газа в Европу идет сегодня через Украину. «Необходимо интернационализировать очень важный для Европы трубопровод, чтобы не допустить в будущем транзитного кризиса и модернизировать эту изношенную систему, – сказал экс-канцлер, а ныне глава наблюдательного совета Nord Stream AG. – Также необходимо диверсифицировать маршруты транспортировки газа, развивать «Южный поток», «Северный поток», Nabucco».
Напомним, что Россия, Украина и ЕС продолжают обсуждать создание международного газового консорциума, который возьмет в аренду украинскую ГТС и будет вкладывать средства в ее модернизацию.
Тем временем в минувшую пятницу сам Виктор Янукович заявил, что надеется на принятие совместных решений относительно газовых вопросов с российским коллегой Дмитрием Медведевым во время его визита в Киев, намеченного на первую половину этого года. В этом контексте он поручил главе Минтопэнерго Юрию Бойко начать переговоры по газовой и электроэнергетической тематике в рамках подготовки к совместному заседанию межгосударственной комиссии Украины и России.
К тому же интерес к участию в акционировании украинской ГТС с повестки дня Москвой не снимается. Министр энергетики РФ Сергей Шматко уже заявил, что «Россия никогда не снимала с повестки дня вопрос о совместном газовом консорциуме с Украиной, однако 5 марта президенты Дмитрий Медведев и Виктор Янукович этот вопрос не обсуждали». Но это не значит, что вопрос снят, уточнил он.
В то же время мнения экспертов по поводу возможного раздела украинской транзитной трубы разделились. Как считает партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин, на то, что говорил ранее или продолжает говорить Янукович, вряд ли стоит обращать внимание, поскольку в Украине принятие таких радикальных решений сильно затруднено отсутствием единой политической воли и единой власти. «Даже если новый президент захочет расстаться с контролем над ГТС и передать его, скажем, «Газпрому» и другим иностранцам, протолкнуть такое решение через Раду чрезвычайно сложно, если не невозможно вообще, – уверен аналитик. – Игнорировать возражения оппозиции он также не сможет. Передача госкомпании в распоряжение иностранцев связана с потерей части суверенитета. Для такого решения придется обеспечивать себе очень серьезное большинство, которого у Януковича нет и вряд ли будет».
Что же касается упреков по поводу неудовлетворительного состояния ГТС Украины, то, как отмечает Крутихин, по обе стороны российско-украинской границы состояние газопроводов примерно одинаковое. «Если Шредеру показалось, что в Украине дела обстоят очень плохо, то точно так же они обстоят и с маршрутом Уренгой–Помары–Ужгород, который давно нуждается в модернизации, – поясняет эксперт. – При этом «Газпрому» совершенно не интересна доля, которую ему обещают в ГТС. Во-первых, полного контроля у него в любом случае не будет, теоретически лишь 30%. Во-вторых, если оба потока – «Северный» с мощностью в 55 миллиардов кубометров и «Южный» в 63 миллиарда кубометров – будут введены в строй, они полностью заменят весь транзит через Украину».
В свою очередь, руководитель отдела инвестиционного анализа компании «Универ» Дмитрий Александров опасается, что украинцы могут попытаться сделать некий хитрый прием: инвесторы получат право на прокачку, но не получат права на долевое участие, дабы не нарушать законодательного положения, согласно которому иностранным инвесторам запрещается прямое владение долей в ГТС. «Если возражать будут только сторонники Тимошенко и Ющенко, то это препятствие преодолимо. Но я не уверен в том, что Янукович на деле готов идти на тот консорциум, о котором он говорит». Однако в том или ином виде долевое участие иностранным участникам в ГТС Украине придется отдать. Правда, делаться это будет довольно долго – год-полтора, в ходе которых будет идти согласование, чтобы как-то подготовить население, считает аналитик.