Алексей Кудрин помогает российским инноваторам.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Вчера премьер Владимир Путин провел совещание, на котором обсуждались основные направления налоговой политики на 2011–2013 годы. В центре внимания были меры налогового стимулирования инновационной деятельности. Решить задачи активизации инновационной деятельности Минфин считает возможным корректировкой действующего механизма налогообложения, настройки налоговой системы с учетом потребностей инновационных предприятий. Впрочем, бизнесу эти меры не кажутся недостаточными.
Документ подготовлен с учетом требований президента Дмитрия Медведева и самого премьера о создании дополнительных стимулов для бизнеса с целью повышения инновационной составляющей отечественной экономики. Как известно, основную фискальную нагрузку на фонд оплаты труда в экономике составляют страховые взносы. С целью снижения налогового бремени на инновационные предприятия проект основных направлений налоговой политики на 2011–2013 годы предусматривает корректировку ставок страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование. В повестке дня также модернизация порядка учета расходов бизнеса на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР).
Минфин обещает позаботиться о благоприятных условиях налогового администрирования для инновационных компаний. Это, в частности, предполагает создание отдельных инспекций для инновационных организаций, переход к обслуживанию налогоплательщиков в электронной форме, снижение периодичности и сроков проведения проверок, «единое окно» постановки на учет и подачи деклараций по всем налогам. Частично полномочия поддержки инновационных предприятий делегируют регионам. Например, право принятия решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций.
Предлагается также переход на новую систему расчета амортизации, сокращение налогооблагаемой прибыли за счет расходов на НИОКР для компаний, которым будет присвоен статус инновационных. Вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин к таким предприятиям относит резидентов технико-внедренческих особых экономических зон, малые инновационные компании при вузах и т.п. Для них он согласен ограничить повышение размера страховых платежей с 2011 года с 34 до 32%. Двухпроцентная экономия – до 250 млрд. руб. в год – будет достигнута за счет отказа повысить выплаты по линии медстрахования с 3,1 до 5,1%. Кроме того, Минфин согласился расширить список предприятий, которые в ближайшие годы будут пользоваться еще более низкой – 14-процентной – ставкой по страховым платежам.
Со своей стороны глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина выступала за введение спецрежима для инновационных компаний, льгот по налогам на прибыль и на имущество. Введение спецрежима возможно в первую очередь для бюджетных научных и образовательных организаций и компаний, прошедших спецрегистрацию в саморегулируемой организации.
В то же время бизнес без особого пиетета относится к инициативам Минфина и Минэкономразвития. Председатель «Деловой России» Борис Титов считает, что предложенные меры повышения инновационной активности носят половинчатый и декларативный характер. Например, это касается готовности правительства обнулить налог на прибыль для инновационных компаний. Титов напомнил, что по инновационным проектам прибыль может быть получена и через 5, и даже через 20 лет. Таким образом, этот налог в любом случае не будет уплачиваться предприятиями, а значит, дарованная правительством льгота не может считаться действенным инструментом поддержки инновационной политики.
По мнению Титова, инновационные организации нуждаются в освобождении от налога на имущество сроком на три года, пока новое оборудование не будет установлено, а производственный процесс полностью отлажен. Бизнес, инвестирующий в инновации, безусловно, заинтересован в реализации права вычитать из налоговой базы средства, потраченные на НИОКРы. Формально такая возможность уже узаконена, но механизм не работает, поскольку в налоговых органах предприятия не могут доказать обоснованность затрат на НИОКРы. Если бюрократические процедуры не будут упрощены, то и после принятия новых правил ситуация не изменится, предупреждает Титов.