0
1885
Газета Экономика Интернет-версия

21.01.2010 00:00:00

Авторынок шагнул в неизвестность

Тэги: автопром, кризис


автопром, кризис Кризис отбил у россиян желание покупать новые автомобили.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Оценивая итоги прошедшего года, аналитики сходятся лишь в одном – провал на отечественном авторынке оказался неожиданным и катастрофичным. Согласно опубликованным вчера компанией PricewaterhouseCoopers (PwC) данным, в 2009 году рынок упал на 56% в количественном и на 61% – в денежном выражении. При этом перспективы на текущий год довольно туманны. В лучшем случае, как отмечают эксперты PwC, продажа автомобилей в России вырастет на 15% – до 1,6 млн. единиц. В худшем – упадет еще на 5% – до 1,3 млн. штук. При этом, как отмечают аналитики, по продажам Россия, занимавшая еще в 2008 году второе место в Европе, в этом году вылетит из первой десятки.

Продажа автомобилей в России в 2010 году составит, по разным вариантам прогноза, от 1,3 до 1,6 млн. штук, говорится в опубликованном сообщении компании PricewaterhouseCoopers. Как сообщил вчера партнер PwC Стенли Рут, по оптимистическому варианту прогноза продажи вырастут примерно на 15% и составят 1,6 млн. штук. По пессимистическому – сократятся по сравнению с показателями 2009 года примерно на 5% – до 1,3 млн. машин. При этом, согласно его оценке, рынок продаж автомобилей в России в 2009 году упал по сравнению с 2008 годом на 56% – до 1,4 млн. Ссылки на кризис, который подкосил российские показатели, выглядят непоказательными, учитывая, что часть стран даже в непростых условиях смогла нарастить продажи автомобилей благодаря своевременным и эффективным мерам государственной поддержки. Направленных на стимулирование именно рынка и потребителя, а не производителя, как это делалось в России (см. таблицу).

Впрочем, даже озвученные перспективы в отношении России далеко не окончательны, поскольку, как поясняет Стенли Рут, отечественный авторынок остается очень непредсказуемым. «Факторов, затрудняющих надежное прогнозирование продаж автомобилей в России в 2010 году, чрезвычайно много – это обменный курс рубля, процентные ставки, объем автокредитования, уровень потребительской уверенности, ВВП, состояние мировой экономики и цен на сырьевые товары, эффективность правительственных антикризисных мер, – отметил он. – Прогнозы делать сложно даже при наличии одного-двух факторов, но когда их сразу семь – это практически невозможно».

Ранее вице-председатель комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Мартин Ян также предположил, что в 2010 году будет небольшой рост, но только во второй половине года: «Мы ожидаем, что продажи автомобилей в России составят 1,5 миллиона штук». При этом он оговорился, что даже этот прогноз выглядит оптимистичным и сделан в расчете на то, что меры господдержки – такие как льготное кредитование и премии по утилизации – окажутся достаточно эффективными. Кроме того, ситуация будет зависеть от доступности финансирования как дилеров, так и потребителей.

Между тем автомобильный рынок России, который на протяжении 2008 года претендовал на лидерство в Европе и по итогам некоторых месяцев даже обходил Германию по продажам, в минувшем году занял лишь пятое место, сообщило на днях аналитическое агентство «Автостат». По его данным, лидером среди стран Европы в минувшем году уверенно стала Германия, где благодаря действующей в февраля по сентябрь утилизационной программе продажи автомобилей выросли более чем на 23% – до 3,8 млн. единиц. Вторым по величине авторынком стала Франция, где реализация машин увеличилась на 10,7% и составила около 2,27 млн. штук. Замыкает тройку крупнейших автомобильных держав Европы Италия с показателем 2 млн. 158 тыс. проданных автомобилей, но у них рынок упал на 0,2%.

В Китае, Германии, Индии и Бразилии продажи автомобилей выросли, несмотря на кризис
  Россия Индия Китай Бразилия США Великобритания Германия
Динамика ВВП, %* –8 6,5 8,3 –0,3 –2,5 –4,7 –4,8
Изменения продаж новых автомобилей в 2009 году к 2008 году, % –49 16 48 13 –21 –10 20
Источник: PricewaterhouseCoopers (PwC), Economist intelligence Unit. *Данные по ВВП могут отличаться от последних сообщений национальных статистических служб.

По мнению опрошенных «НГ» экспертов, строить уверенные прогнозы сегодня действительно сложно. Впрочем, как считает аналитик компании «Открытие» Гельды Союнов, «мы ожидаем в среднем 10-процентного роста продаж автомобилей». Этому, по его словам, будут способствовать смягчение требований по автокредитам, стабилизация на рынке труда и т.д., а за ними – и рост потребительской активности. Что же касается места России в Европе, то с претензиями на лидерство придется расстаться по крайней мере на ближайшие годы. «На наш взгляд, падение авторынка на 45% и даже более не позволит России удержаться даже в первой десятке европейских лидеров, – полагает Союнов. – Отложенный запуск государственной программы по утилизации старых машин не позволил отечественному рынку удержаться в лидерах. К примеру, во многих странах программы «деньги за автохлам» уже свернуты, в то время как России аналогичный проект стартует лишь в марте».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Независимый фестиваль «Кукольный остров» впервые пройдет в Москве

Независимый фестиваль «Кукольный остров» впервые пройдет в Москве

0
1466
Подмосковные строители помогают поднимать новые регионы

Подмосковные строители помогают поднимать новые регионы

Георгий Соловьев

За Московской областью закреплено восстановление сотен объектов в Донбассе и Новороссии

0
1399
Владимир Скосырев - 65 лет в журналистском строю

Владимир Скосырев - 65 лет в журналистском строю

Обозревателю Отдела международной политики "НГ", Владимиру Александровичу Скосыреву исполняется 90 лет

0
2376
Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
3344

Другие новости