Кризис отбил у россиян желание покупать новые автомобили.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Оценивая итоги прошедшего года, аналитики сходятся лишь в одном – провал на отечественном авторынке оказался неожиданным и катастрофичным. Согласно опубликованным вчера компанией PricewaterhouseCoopers (PwC) данным, в 2009 году рынок упал на 56% в количественном и на 61% – в денежном выражении. При этом перспективы на текущий год довольно туманны. В лучшем случае, как отмечают эксперты PwC, продажа автомобилей в России вырастет на 15% – до 1,6 млн. единиц. В худшем – упадет еще на 5% – до 1,3 млн. штук. При этом, как отмечают аналитики, по продажам Россия, занимавшая еще в 2008 году второе место в Европе, в этом году вылетит из первой десятки.
Продажа автомобилей в России в 2010 году составит, по разным вариантам прогноза, от 1,3 до 1,6 млн. штук, говорится в опубликованном сообщении компании PricewaterhouseCoopers. Как сообщил вчера партнер PwC Стенли Рут, по оптимистическому варианту прогноза продажи вырастут примерно на 15% и составят 1,6 млн. штук. По пессимистическому – сократятся по сравнению с показателями 2009 года примерно на 5% – до 1,3 млн. машин. При этом, согласно его оценке, рынок продаж автомобилей в России в 2009 году упал по сравнению с 2008 годом на 56% – до 1,4 млн. Ссылки на кризис, который подкосил российские показатели, выглядят непоказательными, учитывая, что часть стран даже в непростых условиях смогла нарастить продажи автомобилей благодаря своевременным и эффективным мерам государственной поддержки. Направленных на стимулирование именно рынка и потребителя, а не производителя, как это делалось в России (см. таблицу).
Впрочем, даже озвученные перспективы в отношении России далеко не окончательны, поскольку, как поясняет Стенли Рут, отечественный авторынок остается очень непредсказуемым. «Факторов, затрудняющих надежное прогнозирование продаж автомобилей в России в 2010 году, чрезвычайно много – это обменный курс рубля, процентные ставки, объем автокредитования, уровень потребительской уверенности, ВВП, состояние мировой экономики и цен на сырьевые товары, эффективность правительственных антикризисных мер, – отметил он. – Прогнозы делать сложно даже при наличии одного-двух факторов, но когда их сразу семь – это практически невозможно».
Ранее вице-председатель комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Мартин Ян также предположил, что в 2010 году будет небольшой рост, но только во второй половине года: «Мы ожидаем, что продажи автомобилей в России составят 1,5 миллиона штук». При этом он оговорился, что даже этот прогноз выглядит оптимистичным и сделан в расчете на то, что меры господдержки – такие как льготное кредитование и премии по утилизации – окажутся достаточно эффективными. Кроме того, ситуация будет зависеть от доступности финансирования как дилеров, так и потребителей.
Между тем автомобильный рынок России, который на протяжении 2008 года претендовал на лидерство в Европе и по итогам некоторых месяцев даже обходил Германию по продажам, в минувшем году занял лишь пятое место, сообщило на днях аналитическое агентство «Автостат». По его данным, лидером среди стран Европы в минувшем году уверенно стала Германия, где благодаря действующей в февраля по сентябрь утилизационной программе продажи автомобилей выросли более чем на 23% – до 3,8 млн. единиц. Вторым по величине авторынком стала Франция, где реализация машин увеличилась на 10,7% и составила около 2,27 млн. штук. Замыкает тройку крупнейших автомобильных держав Европы Италия с показателем 2 млн. 158 тыс. проданных автомобилей, но у них рынок упал на 0,2%.
В Китае, Германии, Индии и Бразилии продажи автомобилей выросли, несмотря на кризис | |||||||
Россия | Индия | Китай | Бразилия | США | Великобритания | Германия | |
Динамика ВВП, %* | –8 | 6,5 | 8,3 | –0,3 | –2,5 | –4,7 | –4,8 |
Изменения продаж новых автомобилей в 2009 году к 2008 году, % | –49 | 16 | 48 | 13 | –21 | –10 | 20 |
Источник: PricewaterhouseCoopers (PwC), Economist intelligence Unit. *Данные по ВВП могут отличаться от последних сообщений национальных статистических служб. |
По мнению опрошенных «НГ» экспертов, строить уверенные прогнозы сегодня действительно сложно. Впрочем, как считает аналитик компании «Открытие» Гельды Союнов, «мы ожидаем в среднем 10-процентного роста продаж автомобилей». Этому, по его словам, будут способствовать смягчение требований по автокредитам, стабилизация на рынке труда и т.д., а за ними – и рост потребительской активности. Что же касается места России в Европе, то с претензиями на лидерство придется расстаться по крайней мере на ближайшие годы. «На наш взгляд, падение авторынка на 45% и даже более не позволит России удержаться даже в первой десятке европейских лидеров, – полагает Союнов. – Отложенный запуск государственной программы по утилизации старых машин не позволил отечественному рынку удержаться в лидерах. К примеру, во многих странах программы «деньги за автохлам» уже свернуты, в то время как России аналогичный проект стартует лишь в марте».