Уже в январе 2010 года Государственная Дума может рассмотреть в первом чтении поправки к федеральному закону «О безопасности дорожного движения в РФ», в соответствии с которыми будет образован новый государственный орган – Федеральная служба обеспечения дорожного движения (ФСОДД). Об этом сообщил «НГ» источник, близкий к руководству фракции «Единая Россия».
Как сообщалось, идею создания нового федерального органа, который будет заниматься не только безопасностью дорожного движения, но и контролем за состоянием российских дорог, озвучил 18 декабря на брифинге депутат-единоросс, председатель комитета Госдумы по транспорту Сергей Шишкарев. Причем новый орган возьмет на себя, согласно депутатской идее, функции не только ныне существующего ГАИ–ГИБДД, которое пользуется репутацией одной из самых коррумпированных властных структур, но еще нескольких ведомств, по долгу службы занимающихся состоянием многострадальных российских дорог. На брифинге Сергей Шишкарев заявил, что сегодня-де никто не несет ответственность за проблемы, связанные с пробками, парковками, регулированием транспортных потоков, аварийностью. В то же время в сфере дорожного движения задействованы сразу шесть министерств: Минтранс, МВД, МЧС, Минздравсоцразвития, Минобразования и Министерство регионального развития. Но в результате нет никого, кто единолично и ответственно определял бы политику в этой области и следил за ее исполнением. В итоге ситуация на дорогах к лучшему не меняется. Потому – нужна единая федеральная служба, которая подчинялась бы непосредственно председателю правительства РФ.
По данным источника «НГ», поправки к федеральному законодательству, предполагающие создание ФСОДД и передачу ей целой группы федеральных функций и полномочий, скорее всего внесут совместно обе «ноги» власти – «Единая Россия» и «Справедливая Россия». Исторический прецедент взаимодействия двух не очень любящих друг друга фракций будет создан благодаря тому, что соавтором идеи ФСОДД и ключевым разработчиком законодательных поправок является депутат-справоросс Сергей Петров. Петров известен как совладелец крупного автомобильного дилера «Рольф» и главный представитель лобби торговцев автомобилями в стенах российского парламента. Справоросс, получивший депутатский мандат в 2007 году, последовательно борется против всесилия ГИБДД и за передачу части функций Госавтоинспекции – например, права на проведения техосмотра автомобилей – частным структурам. Теперь эта борьба, похоже, довела Петрова до альянса с единороссами и отстаивания идеи новой федеральной службы. Что, впрочем, немудрено: в стране ежегодно техосмотр проходят порядка 18 млн. автомобилей, автодилеры могли бы зарабатывать на этой процедуре, по разным оценкам, от 1,4 до 2 миллиардов долларов в год.
Всевозможные проекты и планы реорганизации ГИБДД и создания вместо одиозной Госавтоинспекции новых властных структур – надо понимать, изначально менее одиозных – циркулируют давно. Однако руководство ГИБДД всегда успешно отражало атаки лоббистов. Иное дело – сейчас. По сведениям наших источников, у «поправок Шишкарева – Петрова» есть мощная поддержка на уровне аппарата федерального правительства. Достаточно сказать, что на пост директора новой ФСОДД претендует один из самых влиятельных чиновников в аппарате Белого дома, 41-летний Игорь Руденя. Сейчас Руденя занимает пост руководителя Департамента регионального развития и агропромышленного комплекса. Однако рамки этой должности для чиновника давно уже тесны. Руденю сватали и в министры сельского хозяйства России, и в губернаторы нескольких крупных регионов. Однако, по всей видимости, дальнейшая карьера влиятельного бюрократа будет связана с дорожным движением. Это не случайно: в 1989–1995 годах Руденя уже работал в системе ГАИ. Затем Руденя возглавлял Фонд помощи сотрудникам, ветеранам и семьям погибших сотрудников госбезопасности «Покров», а уже в этом десятилетии, работая в аппарате правительства, окончил курсы при Высшей школе ФСБ России. Так что, по нынешним меркам, будущий директор ФСОДД вполне может считаться силовиком. По некоторым данным, у Игоря Рудени сложились «более чем хорошие» отношения с такими знаковыми представителями окружения главы правительства РФ, как вице-премьер Игорь Сечин и руководитель госкорпорации «Российские технологии» Сергей Чемезов. Потому у «проекта Шишкарева – Петрова» с Руденей во главе действительно есть шансы на успех.
Впрочем, многие независимые эксперты сомневаются, что новый федеральный орган качественно снизит уровень коррупции на дорогах или сможет существенно улучшить состояние дорожного полотна. Однако похвально само желание думцев заняться вплотную одной из двух главных российских бед – дорогами. Об интересе депутатов к другой исторической беде, дуракам, и создании соответствующей федеральной службы пока не сообщается.