Главе «Газпрома» Алексею Миллеру все труднее удерживать партнеров в контрактных рамках.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Европейцы начали подкоп под основу благополучия «Газпрома» – долгосрочные экспортные контракты с привязкой к текущим нефтяным ценам. Немецкая пресса сообщила о разгорающемся конфликте «Газпрома» с его традиционным немецким союзником – энергоконцерном E.ON. Из-за роста нефти и одновременного снижения потребления и газовых цен в Европе немцы в текущем году уже потеряли треть операционной прибыли и требуют теперь пересмотреть условия долгосрочного контракта о поставках российского газа. Эксперты считают, что угроза резкого падения доходов вынудит «Газпром» дополнительно повысить внутренние тарифы или вспомнить о реструктуризации монополии.
«Между немецким энергоконцерном E.ON и российским монополистом «Газпромом» обостряется конфликт, связанный с условиями договоров на поставку газа», – сообщила во вторник немецкая Welt. По ее сведениям, E.ON, который продолжает терять из-за кризиса сотни миллионов евро, просит «Газпром» смягчить условия долгосрочных контрактов, обязывающих немецкий концерн закупать большие объемы природного газа из России. На европейских газовых рынках в результате экономического кризиса заметно сократился спрос, а переизбыток газа повлек за собой снижение цен. Но в долгосрочных договорах между E.ON и «Газпромом» цена на газ привязана к ценам на нефть, которые в последнее время продолжают расти.
Поэтому немецкая сторона вынуждена платить «Газпрому» значительно больше, чем полагалось бы сообразно нынешним рыночным ценам.
Как отмечают западные аналитики, в первые девять месяцев текущего года продажи газа концерном E.ON сократились на 15%, а его оперативная прибыль в данном сегменте уменьшилась по сравнению с прошлогодним показателем на 33%. В середине ноября глава E.ON Вульф Бернотат отметил, что его компания договорилась почти со всеми своими партнерами – производителями газа о смягчении контрактных условий поставок. За исключением «Газпрома», который настаивает на жестком соблюдении ранее заключенных договоров.
В «Газпроме» ситуацию с европейскими партнерами не комментируют. Хотя сам факт, что любой контракт можно пересмотреть при наличии политической воли, – очевиден, отмечают эксперты. Достаточно вспомнить прецедент, когда Россия пошла навстречу Украине, которую было решено не штрафовать за недобор газа. А штрафы грозили Киеву немалые: как подсчитал президент Украины Виктор Ющенко – 7,8 млрд. долл.
«Сказать, к чему приведет нынешний спор, я сейчас не решусь, но аргументация E.ON довольно сильная, – считает партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин. – Во-первых, «Газпром» согласился на такую уступку Украине, а во-вторых, он сам настаивает на таком же послаблении, но уже для себя – в отношениях с Туркменистаном. Более того, был и третий пример, когда «Газпром» фактически отказался от штрафных санкций в отношении Турции, которая не стала выбирать полагающийся газ по «Голубому потоку». К тому же, отмечает Крутихин, у E.ON много и других козырей, учитывая, что концерн представляет часть германского лобби, которое способствует строительству «Северного потока». А рычаги влияния у них очень мощные.
Менеджерам «Газпрома» придется задуматься о реформировании концерна. Фото Артема Житенева (НГ-фото) |
Впрочем, как считает директор департамента компании «2К Аудит – Деловые консультации» Александр Шток, пока в этой ситуации позиции российской компании прочны. «Решение «Газпрома» не изменять условий долгосрочных контрактов имеет юридическое обоснование, оспорить которое будет чрезвычайно сложно, – продолжает эксперт. – Официальных заявлений от «Газпрома» пока не последовало, поэтому об окончательном отказе пересматривать контракты говорить пока преждевременно, учитывая его тесное сотрудничество с E.ON».
С точки зрения финансов позиции также примерно равны – значительных выгод от применения принципа «бери или плати» «Газпром» не получит, а потери E.ON не будут критичными. «За первые три квартала в дальнее зарубежье было поставлено 100,4 миллиарда кубометров газа, в четвертом – российская компания рассчитывает экспортировать в Европу еще около 42–43 миллиардов кубометров, – отмечает Шток. – То есть снижение экспорта по итогам года может составить чуть более 10 миллиардов кубометров – не более 10%».
В свою очередь, потери E.ON Ruhrgas в текущем году, по мнению руководителя отдела инвестиционного анализа компании «Универ» Дмитрия Александрова, могут составить около 200 млн. евро.
«К тому же экспорт «Газпрома» в дальнее зарубежье постепенно восстанавливается, поэтому вряд ли подобные обращения примут массовый характер, – считает Шток. – Не случайно французская GdF Suez – один из крупнейших потребителей российского газа – сообщила, что готова выполнять все условия контрактов. Итальянская Eni претензий также не предъявляет».
Однако дальнейшие перспективы не сулят «Газпрому» ничего хорошего, поскольку с принципами, на которых основаны долгосрочные контракты, ему придется расстаться. И вплотную заниматься столь нелюбимыми в компании, привыкшей получать одни лишь прибыли, реформами.
«Газовую отрасль, особенно с учетом заявлений премьера Путина о том, что дешевый газ кончился, реформировать придется радикально, – уверен Михаил Крутихин. – При сохранении низких цен в Европе, не говоря уже о Китае, который тоже не готов платить за газ высокую цену, разработка новых месторождений окажется совершенно нерентабельной. Так что у «Газпрома» будет очень тяжелое положение, учитывая, что за E.ON рано или поздно потянутся другие компании». В результате, по мнению аналитика, в руках государства нужно будет оставить транспортную систему, а сам «Газпром» разделить на предприятия – добычные, маркетинговые и т.д., – которые будут конкурировать между собой. Нынешние события к этому только подталкивают, но смогут ли власти решиться на такой шаг, неизвестно.