0
2341
Газета Экономика Интернет-версия

02.12.2009 00:00:00

Регионы готовятся к банкротству

Тэги: регионы, кризис


регионы, кризис Регионы могут не выдержать выросшей социальной нагрузки.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)

Кризис и бюджетная централизация сократили количество регионов-доноров почти до нуля. Вместо 13 субъектов, которые могли похвастаться превышением доходов над расходами, бездефицитные бюджеты в 2010 году, возможно, будут иметь только Самарская область и Ямало-Ненецкий АО. Такой вывод озвучили экономисты аудиторской компании ФБК. Эксперты предсказывают рост заимствований, а также угрозу региональных дефолтов в 2011–2012 годах.

«В подавляющем большинстве принятых или находящихся на рассмотрении бюджетов субъектов РФ на 2010 год заложено превышение расходов над доходами, – отмечает в своем исследовании ФБК. – В частности, из 13 регионов-доноров федерального бюджета в следующем году только Самарская область и Ямало-Ненецкий АО будут иметь бездефицитные региональные бюджеты».

По словам директора департамента стратегического анализа ФБК Игоря Николаева, самый большой в процентном выражении дефицит регионального бюджета среди данной группы, рассчитанный без учета безвозмездных поступлений, запланирован в Вологодской области – 28%. Далее следуют Татарстан – 24,2% и Пермский край – 22,6% (см. таблицу). По данным аналитиков ФБК, дефицитными будут даже бюджет «нефтяного» Ханты-Мансийского АО – 6,5% и Москвы – 12,6%. В итоге дефицит суммарного бюджета регионов-доноров в 2010 году составит 11,1%.

Что касается бюджетов регионов-реципиентов, то есть получателей, то наибольший дефицит в следующем году запланирован в Сахалинской области – 29%, чуть меньше – 24,3% – в Мурманской области. В основном же, по словам Николаева, дефицит бюджета в группе регионов-реципиентов находится в границах 10–15%.

В своих выводах специалисты ФБК обращают внимание на то, что в 2010 году дефицит бюджетов ряда субъектов РФ превысит норматив в 15%, установленный Бюджетным кодексом в ст. 92.1. «Это поставит регионы в положение нарушителей и, согласно тому же Бюджетному кодексу, может стать основанием для применения к ним мер принуждения», – отмечает Николаев. Кроме того, самое существенное нарастание дефицитности демонстрируют регионы-доноры. А это значит, что именно здесь финансовая устойчивость снижается быстрее всего. Перспективы последующих лет выглядят еще менее оптимистично, учитывая возможное исчерпание федерального бюджета.

Между тем надежды на то, что Центр сможет помочь в решении финансовых проблем территорий, могут оказаться напрасными, учитывая тот факт, что сам федеральный бюджет верстался со значительным – порядка 3 трлн. руб. – превышением расходов над доходами. Его доходы в 2010 году составят 6,95 трлн., тогда как расходы – 9,887 трлн. руб. Таким образом, дефицит федерального бюджета-2010 превышает 40% по отношению к доходам.

Комментируя результаты исследования, Николаев признал, что показатели, приведенные в нем, могут не совсем точно отражать действительные цифры. «Стоит отметить, что бездефицитность ряда регионов – это своего рода лукавство, – пояснил он. – Например, Дагестан, у которого собственные доходы составляют немногим более 25%». Но даже с такими оговорками картина, по его словам, получается нерадостная.

«Не хочется употреблять такое слово, как банкротство, – до этого в отношении регионов пока не доходило, хотя слова такие уже произносились. Все-таки банкротство – это когда не исполняются обязательства по долгам, – продолжает Николаев. – Но и дефицитный бюджет – это уже серьезный факт. К тому же многие регионы наверняка попытаются покрыть свой дефицит путем заимствований – где-то за счет кредитов коммерческих банков, кредитов бюджета, продажи ценных бумаг и т.д. А когда они перестанут исполнять эти обязательства, если не поможет помощь из бюджета, можно будет говорить и о банкротстве».

В свою очередь, партнер компании «2К Аудит – Деловые консультации» Максим Перов считает, что ситуация не столь катастрофична. «В условиях, когда большая часть налогов перечисляется в федеральный Центр, понятно, что и большая часть регионов становится получателем – вот и все, – отмечает он. – То, что региональные бюджеты становятся дефицитными начиная со второй половины 2008 года – это точно. Их налогооблагаемая база, которая в основном завязана на налог на прибыль, уменьшилась катастрофически. Если объемы валового регионального продукта сократились на 20–30%, то прибыль упала в разы – до нуля». По мнению Перова, приведенные ФБК данные могут служить лишь подтверждением нынешней тотальной зависимость регионов от федерального Центра – если раньше бюджет любого субъекта утверждался им самим, то сегодня это происходит в Минфине.

К тому же, по словам Перова, региональные дефолты – не новость, если вспомнить, что у критической черты в прошлом году уже оказалась Московская область. Впрочем, много регионы не займут, так как надежного покрытия у большинства из них нет, а это отпугнет кредиторов. В результате будет секвестр бюджета, в том числе за счет социальных расходов.

Отвечая на вопрос о том, что делать в такой ситуации, Николаев призывает власти перестать зомбировать себя и общество. «Чудес не бывает – у нас в 2010 году вряд ли будет обещанный рост экономики, так что необходимо принимать реальные меры для разворота экономики к росту, – полагает эксперт. – Надо меньше популизма, который сейчас возобладал, имея в виду социальную защищенность. Надо меньше поддерживать тех, кто в этом не нуждается – банки или тех, для кого это бесполезно – потенциальные предприятия-банкроты». Провалы в антикризисной политике очевидны, а ситуация с регионами – это лишнее тому доказательство. «Просто жирка было много поднакоплено – хватило и на этот год, и на будущий, – считает Николаев. – Но если власти не развернут свою экономическую политику, то через банкротство регионов страна сама станет банкротом».

Дефициты региональных бюджетов в 2010 году
№ п/п Регионы Доходы, млрд. руб. Расходы, млрд. руб. Дефицит,** %
Доноры*
1 Вологодская область 25,4 31,3 28
2 Республика Татарстан 66,1 78,1 24,2
3 Пермский край 42,4 52,0 22,6
4 Липецкая область 19,2 22,8 20,9
5 Свердловская область 78,4 87,7 13,7
6 Москва 994,5 1120,2 12,6
7 Ханты-Мансийский АО 100,8 107,0 6,5
8 Санкт-Петербург 309,0 324,3 5,2
9 Ненецкий АО 6,3 6,3 1,1
10 Самарская область 60,1 60,1 0
11 Ямало-Ненецкий АО 58,9 58,9 0
Получатели
1 Сахалинская область 33,3 40,8 29
2 Мурманская область 29,3 34,9 24,3
3 Смоленская область 16,3 18,5 18,1
4 Кировская область 26,7 28,9 15,7
5 Ивановская область 19,6 21,2 15,6
6 Тверская область 29,3 32,7 15
7 Архангельская область 32,6 35,7 15
8 Амурская область 26,3 28,7 15
* По данным 2009 года. ** От доходов без учета безвозмездных поступлений. Источник: данные компании ФБК

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
595
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2315
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1526
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1158

Другие новости