Работникам ликеро-водочных заводов безработица не грозит.
Фото Григория Тамбулова (НГ-фото)
Водка стала единственным продуктом, потребление которого заметно увеличилось в период кризиса. По сравнению с прошлым годом розничные продажи водки и крепких алкогольных напитков выросли в России на 5%. Такие данные опубликовала в пятницу исследовательская компания Nielsen, которая объясняет рост продаж алкоголя экономией граждан на походах в рестораны. Однако многие специалисты с подобными выводами категорически не согласны.
В соответствии с данными агентства Nielsen, россияне острее, чем потребители других стран, отреагировали на кризис. Около 80% жителей страны экономят на покупке повседневных продуктов питания. С декабря 2008 года по июль 2009 года значительно сократилось потребление большинства категорий продуктов питания и напитков в упаковках. Пострадали также продажи кулинарии, сухариков, чипсов и других соленых снеков. Ранее агентство отмечало, что около 40% россиянок сократили в кризис покупки новой одежды.
Однако отмеченное стремление россиян к экономии соседствует, по данным Nielsen, и с другой тенденцией – улучшением настроения российских потребителей. После затяжного падения с ноября 2008 года и плоской динамики в марте–июне к сентябрю индекс потребительской уверенности жителей РФ слегка вырос. Каждый второй россиянин, согласно опросу Nielsen, оценивает свое финансовое положение как хорошее или отличное, треть опрошенных респондентов считает ближайший год удачным периодом для покупок.
Большая доля оптимистических оценок, возможно, объясняется особенностями аудитории Nielsen. В России участники исследования представлены регулярными пользователями сети Интернет. Учитывая, что степень проникновения Интернета в России составляет около 20%, результаты опроса смещены в сторону более образованной и обеспеченной аудитории.
Единственная статья личных расходов, которую не затронул кризис, – покупка крепких алкогольных напитков. Россияне не жалеют средств на водку, отмечают эксперты Nielsen. По их данным, розничные продажи водки и крепких настоек в натуральном выражении выросли на 5%. Такой рост, по мнению аналитиков Nielsen, напрямую связан с отказом россиян от походов в рестораны.
Другие эксперты объясняют увеличение продаж алкогольных напитков ростом психологической нагрузки в период кризиса. «Экономический кризис привел к увеличению потребления алкоголя, причем не только в России, но и во всем мире. Это связано, в частности, и с необходимостью психологической разрядки», – говорит директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. Главные последствия кризиса, по его словам, – это снижение потребления слабоалкогольных напитков и коктейлей, а также увеличение продаж крепких, хотя и не самых дорогих, напитков. Кроме того, сократились продажи алкоголя в секторе HoReCa – отели–рестораны–кафе. «В сетях баров и ресторанов заметно сократилось потребление алкоголя. Люди пьют теперь все больше дома, на кухне, предпочитая покупать алкоголь в магазинах», – объясняет Дробиз. При этом эксперт отмечает и развитие рынка нелегального алкоголя. «Если в 2007 году рынок нелегальной водки составлял около 600 миллионов литров, в 2008 году около 700 миллионов литров, то в этом году рынок нелегальной водки составит не менее 750 миллионов литров, и некоторая часть нелегального алкоголя будет замещена суррогатами – спиртосодержащими жидкостями, самогоном, аптечными настоями... Мы отмечаем активное развитие этого сегмента в последнее время».
Винный магазин заменил для многих россиян поход в ресторан. Фото Артема Чернова (НГ-фото) |
Руководство Федерации рестораторов и отельеров (ФРиО) не связывает рост продаж алкоголя в магазинах с сокращением посещений ресторанов. «Не стоит ориентироваться на среднестатистические данные, в которых больше лукавства, чем правды», – говорит вице-президент ФРиО Александр Иванов. По его уверениям, постоянные посетители дорогих ресторанов вряд ли начали из-за кризиса пить дешевый алкоголь у себя на кухне. Выявленную агентством Nielsen зависимость уровня розничных продаж алкоголя от посещений ресторанов он назвал «притянутой за уши». «Объем алкоголя, реализуемого в ресторане, и объем алкоголя, реализуемого в магазине, – это две большие разницы, два совершенно разных экономических сегмента. Нельзя путать друг с другом розничную торговлю алкоголем и ресторанную услугу, которая остается востребованной даже в период кризиса, например, в связи с событийными мероприятиями – свадьбами или юбилеями», – полагает Иванов. «Если потребление алкоголя в период кризиса и возросло, то это произошло скорее из-за того, что граждане испытывают стресс по причине экономической нестабильности, а не из-за того, что теперь им не хватает средств на посещение дорогих ресторанов», – резюмирует Иванов.
Таким образом, аргументы экспертов фактически противоречат выводам Nielsen об улучшении настроения россиян.