Проект федерального бюджета на 2010–2012 годы на поверку оказался далеко не безупречным. Специалисты Института экономики РАН, сделавшие экспертное заключение для правительства, выявили немало слабых сторон главного финансового документа страны. В частности, они предупреждают о сохраняющейся угрозе новой девальвации рубля, а также наличии предпосылок к образованию пирамиды на рынке внутренних госзаимствований.
Вчера комитет Госдумы по бюджету и налогам приступил к работе над проектом федерального бюджета на ближайшую трехлетку. Однако намерения депутатов улучшить документ едва ли увенчаются успехом. Это трудно выполнимая задача из-за просчетов, которые, по мнению экспертов Института экономики РАН, были допущены при его подготовке.
Согласно экспертному заключению, подготовленному Центром финансово-банковских исследований института под руководством Вячеслава Сенчагова, в главном финансовом документе не учтены многие реалии, которые сложились в российской экономике за первый год кризиса и которые еще долго будут определять бюджетные проблемы страны.
В числе угроз, которые усматривают эксперты, – угроза новой девальвации рубля. В проекте бюджета предусматривается снижение курса рубля к доллару до 36,4 руб. за 1 долл. в 2012 году. Девальвация такими темпами – 1–1,5 руб. в год – приемлема, но они должны считаться максимальными. «Однако крайне опасно превысить эти наметки и вызвать бегство населения от рубля. Это может нанести непоправимый урон российской денежной системе и усилить инфляцию», – отмечается в экспертном заключении.
Вместе с тем специалисты Института экономики РАН предупреждают, что надежды повысить конкурентоспособность отечественной обрабатывающей промышленности за счет сдержанной девальвации рубля могут не оправдаться. «Отечественная продукция в большинстве случаев неконкурентна из-за низкого качества и не соответствующей этому качеству цены. В этом случае сделать эту продукцию более конкурентоспособной может весьма сильная девальвация рубля», – говорится в исследовании.
Не менее серьезные угрозы могут возникнуть на рынке госзаимствований. В частности, по итогам 2011 года проектом бюджета предусматривается разместить госбумаг на сумму 975,5 млрд. руб., что составляет около 65% от емкости рынка госбумаг в настоящее время. Таким образом, делают вывод экономисты РАН, всего за один год на рынок должно попасть почти две трети объема государственных ценных бумаг, выпущенных за 11 лет. И это при том, что рынок госбумаг в настоящий момент находится в кризисном состоянии. Дюрация рыночного портфеля (средний срок до погашения облигаций) уменьшилась с 2104 дней в предкризисный период до 1663 дней в настоящее время. Причем котировки отдельных выпусков облигаций федерального займа (ОФЗ) снижались до 60–90% от номинала. «Масштабный выпуск госбумаг в 2010–2012 годах придется осуществлять за счет эмиссии все более краткосрочных бумаг с доходностью примерно в 2 раза выше, чем в предкризисный период. В итоге есть угроза, что рынок ОФЗ может развиваться по принципу пирамиды ГКО–ОФЗ 1994–1998 годов», – подчеркивается в экспертном заключении.
Высокую вероятность развития событий на рынке госзаимствований по такому сценарию подтверждает предлагаемый в проекте бюджета алгоритм погашения госбумаг, согласно которому погашение будет производиться за счет новых, все более масштабных их выпусков. Так, объем погашения облигаций в 2012 году (518,9 млрд. руб.) в 6,2 раза превысит объем погашения 2008 года (84,3 млрд. руб.). При этом чистые заимствования на внутреннем рынке – объем размещения госбумаг, уменьшенный на объем их погашения, – сократятся с 748,6 млрд. руб. в 2011 году до 236,5 млрд. руб. в 2012 году. «Это свидетельствует о том, что пирамида госбумаг все сильнее будет работать сама на себя. Все большее количество выпускаемых облигаций будет предназначаться для погашения их прежних выпусков, и все меньшее количество – для привлечения чистых заимствований в федеральный бюджет», – резюмируют эксперты Института экономики РАН.