Китайские трубы находятся в готовности к принятию российских углеводородов.
Фото Reuters
Визит премьер-министра Владимира Путина в Китай может оказаться прорывным в энергетическом сотрудничестве между двумя странами. В случае успеха переговоров Пекин станет крупнейшим покупателем российского газа. Проблема заключается лишь в цене, которую готовы заплатить китайские партнеры, а в этом вопросе, как заявил вчера зампред правления «Газпрома» Александр Ананенков, никакой ясности до сих пор нет. Эксперты считают, что риск оказаться в зависимости от монопольного покупателя растет для России с каждым днем.
Ведением масштабных переговоров с КНР в области энергетики вчера занялся лично премьер Путин, прибывший в Китай с официальным визитом. А еще в субботу для решения сопутствующих вопросов и подготовки соответствующих соглашений в Пекин вылетел вице-премьер Игорь Сечин, курирующий в правительстве нефтегазовую отрасль. По мнению аналитиков, в результате Китай, который пока обходится без российского газа, в обозримом будущем может стать самым крупным его покупателем у российского «Газпрома».
Впрочем, ответ на вопрос о том, по какой цене будет закупаться российский газ, пока остается неясным. Как заявил вчера зампред правления концерна Александр Ананенков, «Газпром» о цене с Китаем пока не договорился. Пустившись в пространные размышления, он отметил, что «с Китаем идут переговоры, они пока не завершены, по завершении переговоров поставки будут возможны исходя из наличия большой ресурсной базы на восточном направлении». При этом Ананенков уточнил, что схема возможных поставок осталась неизменной, и стоит только договориться по цене, как это направление будет реализовано. «В будущем основой для поставок газа в Китай могут стать месторождения Якутии, в том числе Чаяндинское, запасы которого составляют около 1,3 трлн. кубометров, – пояснил представитель «Газпрома». – Эта ресурсная база может стать основой для поставок в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) на втором этапе реализации Восточной газовой программы».
Однако ответ на вопрос, какую цену компания считает приемлемой для начала поставок, он так и не озвучил, отметив лишь, что «когда продавец что-то продает, он хочет продать это дороже, а когда покупатель хочет купить много, он хочет минимальной цены. А этот покупатель хочет много». «Прорыва не будет, будет движение вперед», – отметил Ананенков. Он уточнил, что поставки газа могут начаться в течение трех лет с момента достижения договоренности по цене. «Как договоримся, в течение трех лет построим систему и начнем поставки», – сказал зампред «Газпрома».
Напомним, что летом президент Дмитрий Медведев уже подписал грандиозный контракт на 100 млрд. долл., согласно которому в КНР в течение 20 лет будет поставлено 300 млн. тонн российской нефти. Часть аналитиков в СМИ подвергли резкой критике эти соглашения, проведя собственный подсчет: 300 млн. тонн нефти эквивалентно 2,205 млрд. баррелей, и в этом случае получалось, что Россия обязуется в течение 20 лет поставлять Китаю нефть по средней цене в 45,4 долл. за баррель, тогда как мировая цена который месяц держится на уровне в 70 долл. А сколько будет стоить баррель через 5, 10 и 20 лет, вообще предсказать невозможно...
Опрошенные «НГ» эксперты отметают такие расчеты. «Прямой подсчет, в котором использовались далеко не все данные и составляющие, явно неправильный, отмечает ведущий аналитик ИК «Файненшл Бридж» Дмитрий Александров. – Цена на нефть для Китая в рамках подписанного контракта будет в районе 70–73 доллара за баррель, что вполне приемлемо».
С этим мнением согласен и руководитель аналитического отдела ИК «Галлион Капитал» Александр Разуваев, который уверен, что цена на нефть в китайском направлении будет соответствовать мировому рынку.
Однако с ценой на газ вопрос обстоит сложнее. «Еще в 2004 году «Газпром» вел переговоры по поводу трубопровода из Ковыктинского месторождения, и китайцы жестко стояли на том, чтобы цена поставок равнялась внутрироссийской», – отмечает Разуваев. Возможно, со стороны России будут уступки, но они будут незначительны, учитывая высокое качество восточносибирской нефти, считает аналитик.
В свою очередь, Александров называет три варианта цены на газ для Китая. «Первый – внутрироссийская цена плюс стоимость транспортировки и 30% таможенной пошлины – то есть получается где-то в пределах 1,7–1,8 тысячи рублей, или 56–60 долларов за тысячу кубометров, – говорит эксперт. – Второй – средняя цена газа в Китае, размер которой аналитикам неизвестен. И, наконец, третий вариант – формирование цены на газ исходя из принципа равнодоходности экспорта в европейском направлении – сегодня это порядка 300 долларов за тысячу кубометров». Вилка, по словам Александрова, получается просто сумасшедшая. Но самое неприятное, отмечает он, что России, к сожалению, придется ориентироваться лишь на первые два варианта.
В нынешней ситуации главная задача для России не допустить ситуации, когда Китай останется монопольным покупателем газа, считает Александров. «Главное, чтобы никакого изолированного рукава, будь то газопровод «Алтай» или что-то еще, из РФ на КНР не шло, – поясняет свою позицию аналитик. – Необходимо оставить возможность доставки газа до портов и вариант его сжижения для его экспорта в Японию, Южную Корею, США и т.д.».
Впрочем, оптимизма в том, что победит прагматичный вариант, немного. «Может быть, что вариант с монопольной трубой возобладает, и тогда цена экспортного газа будет очень незначительной, – полагает Александров. – Это будет худший вариант, и вероятность, что именно он и будет принят, составляет около 50%».