0
1753
Газета Экономика Интернет-версия

03.09.2009 00:00:00

Бюджет не вписался в антикризисные планы

Тэги: нацпроект, кризис, бюджет


нацпроект, кризис, бюджет Алексею Кудрину не удалось добиться от чиновников соблюдения бюджетной дисциплины.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Провальными по большинству показателей оказались итоги исполнения федерального бюджета в первом полугодии. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года резко уменьшились не только доходы казны, но и объемы средств, освоенных бюджетополучателями. Складывается парадоксальная ситуация, при которой правительство направляет весной почти триллион рублей в рамках программы антикризисных мер поддержки экономики, но при этом сотни миллиардов рублей, предусмотренных в бюджете-2009 на нацпроекты и ФЦП, остаются невостребованными.

Сегодня президиум правительства рассмотрит отчет главы Минфина, вице-премьера Алексея Кудрина об итогах исполнения федерального бюджета за первые шесть месяцев текущего года. Основные показатели реализации главного финансового документа страны наглядно демонстрируют спад отечественной экономики. Объем ВВП страны с января по июль Минэкономразвития определяет в 17,927 трлн. руб., что на 10% меньше, чем за первое полугодие 2008 года. Инфляция составила 7,4%. Доходы федерального бюджета немногим превысили 3,17 трлн. руб., расходы – 3,99 трлн. руб. Таким образом, дефицит бюджета за шесть месяцев достиг 721,6 млрд. руб.

В принципе дефицит мог быть еще выше, если бы расходы исполнялись в строгом соответствии с госбюджетом. Однако многие министерства и ведомства выбились из графика реализации ФЦП и приоритетных нацпроектов. В частности, реальный объем финансирования нацпроектов составил 52,3 млрд. руб., или 18% к уточненной бюджетной росписи. По линии нацпроекта «Здоровье» в первом полугодии освоено всего 23,3% средств к уточненной бюджетной росписи. За аналогичный период прошлого, докризисного года этот показатель был выше – 32,1%. Еще больший провал произошел с нацпроектом «Доступное и комфортное жилье», финансирование которого с января по июнь составило всего 6,6% к уточненной бюджетной росписи.

Столь же безрадостная картина наблюдалась и с финансированием 51 ФЦП. В первом полугодии министерства и ведомства осилили лишь 28,3% годового объема средств. Например, на капстроительство потратили 26,6% средств к уточненной росписи, на НИОКРы – 38,4%.

Три ФЦП (развитие гражданской морской техники, сейсмозащита, программа социального и этнокультурного развития российских немцев – ввиду позднего принятия – в апреле–мае) вообще не финансировались.

Таким образом, значительные бюджетные ресурсы, столь необходимые для поддержки экономики в условиях кризиса, всю первую половину года были исключены из оборота. Источник в правительстве считает, что в низком качестве исполнения госбюджета повинны министерства и ведомства, которые из года в год срывают сроки подготовки и утверждения документов по курируемым ими проектам. Однако если в «тучные» годы низкий уровень исполнительской дисциплины чиновников был чреват лишь всплеском инфляции в конце года из-за того, что бюджетные средства массированно вбрасывались в экономику в ноябре–декабре, то в условиях кризиса бюджетная аритмия обходится значительно дороже. Эти деньги могли бы придать дополнительную устойчивость экономике, обеспечив предприятия заказами.

Вместо этого весной правительство вынуждено было выделить на программу антикризисных мер дополнительно 985 млрд. руб., из которых 450 млрд. руб. предназначены на поддержку финансового сектора, рынка труда и других отраслей экономики. Из этих денег в первом полугодии было потрачено 237,7 млрд. руб. Как минимум без части этих расходов можно было бы обойтись, если бы начиная с января–февраля стабильно финансировались нацпроекты, ФЦП и другие госрасходы.


Кризис усугубил традиционные просчеты правительства с исполнением бюджета.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Эксперты считают, что итоги исполнения бюджета в первом полугодии выявили ошибки правительства. «До апреля страна вообще жила фактически без бюджета. В такой ситуации вести речь о ритмичном расходовании бюджетных средств по месяцам не приходится», – говорит директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. По его мнению, борьба с кризисом заслуживала того, чтобы власти озаботились этой проблемой, например, усилив финансирование ФЦП, особенно по развитию транспортной инфраструктуры. Вместо этого чиновники урезали за счет ФЦП бюджетные расходы. Приоритет был отдан программе антикризисных мер, которая в отличие от ФЦП и нацпроектов в значительно меньшей степени ориентирована на снятие ограничений спроса в экономике России.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Госдума маневрирует в соответствии с поправками к Конституции

Госдума маневрирует в соответствии с поправками к Конституции

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Утверждение премьера 10 мая позволит депутатам полноценно проверить новые процедуры

0
385
Кампанию Надеждина и "протестный полдень" власть заметила

Кампанию Надеждина и "протестный полдень" власть заметила

Иван Родин

Вместе с иноагентами из выборного закона удалены донаты и испорченные бюллетени

0
434
Новым лидером Шотландской национальной партии стал Джон Суинни

Новым лидером Шотландской национальной партии стал Джон Суинни

0
183
Еврокомиссия подготовила проект 14-го пакета антироссийских санкций

Еврокомиссия подготовила проект 14-го пакета антироссийских санкций

0
237

Другие новости