Александр Ананенков решил задействовать лоббистский потенциал дальневосточного полпреда.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
Раздел углеводородных богатств Дальнего Востока вынуждает компании противодействовать отдельным шагам не только конкурентов, но и первых лиц государства. В частности, «Газпром» в стремлении получить в разработку газовые месторождения блока «Сахалин-3», к освоению которых в июне премьер Владимир Путин пригласил англо-голландскую нефтегазовую компанию Shell, попытался привлечь на свою сторону полпреда президента в Дальневосточном федеральном округе Виктора Ишаева. Эксперты считают, что, несмотря на поддержку премьера, шансов у иностранцев обойти «Газпром» на Сахалине немного.
Вопрос о «Сахалине-3» был поднят в субботу в ходе встречи зампреда правления ОАО «Газпром» Александра Ананенкова с полпредом президента в Дальневосточном федеральном округе Виктором Ишаевым. Чиновники обсудили вопросы строительства газотранспортной системы Сахалин–Хабаровск–Владивосток. При этом Ананенков попросил Ишаева поддержать «Газпром» в борьбе за «Сахалин-3». «Сегодня на «Сахалин-3» претендует компания Shell. Но дальневосточным территориям газ нужен самим. Считаю, что субъекты Федерации Дальнего Востока должны подготовить обоснование собственных потребностей газа. Они продолжают расти. Мы еще не успели провести трубу, а вновь создающиеся предприятия уже заявляют о желании работать на газе», – подвел социально-экономическую основу под агрессивную политику «Газпрома» Ананенков.
Несмотря на то что формально в отношении будущего «Сахалина-3» сохраняется неопределенность, в «Газпроме», похоже, считают этот вопрос в большей степени техническим. Руководство компании, предвосхищая события, объявило о намерении сделать ресурсной основой строящейся газотранспортной системы Сахалин–Хабаровск–Владивосток именно месторождения «Сахалина-3». Таким образом, «Газпром» демонстративно не обращает внимания на мнение премьера и интересы Shell, которую Владимир Путин в июне пригласил участвовать в реализации этого проекта.
Запасы природного газа «Сахалина-3» оцениваются в 1,3 трлн. куб. м. По графику поставки на континент должны начаться в 2014 году, в то время как первый пусковой комплекс ГТС Сахалин–Хабаровск–Владивосток протяженностью 1,35 тыс. километров и производительностью 6 млрд. куб. м газа в год должен быть сдан в эксплуатацию уже в конце 2011 года. Общая протяженность новой ГТС составит около 1,8 тыс. километров. Система рассчитана на транспортировку до 30 млрд. куб. м газа, который должен удовлетворить потребность в газе Хабаровского и Приморского краев, Еврейского АО и Сахалинской области, а также частично обеспечить экспортные поставки.
Независимые эксперты расценивают шансы Shell получить контроль над «Сахалином-3» как минимальные, несмотря на проявленное к ней премьером внимание. «Сахалин-3» рано или поздно достанется «Газпрому», – уверен партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин. «Ресурсов газа на Дальнем Востоке не так много», – в свою очередь, говорит ведущий аналитик ИК «Файненшл Бридж» Дмитрий Александров. Это одна из причин, почему «Газпром» превратился в основного игрока на месторождениях природного газа Сахалина и континентального шельфа.
Таким образом, Shell, несмотря на предложение Путина, едва ли в состоянии выдержать конкуренцию с российским газовым монополистом, который вдобавок может заручиться поддержкой президентских структур. Впрочем, европейцам не привыкать к превратностям ведения бизнеса в России. Достаточно вспомнить, что два года назад Shell, не выдержав давления со стороны госорганов, уступила «Газпрому» контроль над нефтегазовым проектом «Сахалин-2». «В случае с проектом «Сахалин-3» будет калька с проекта «Сахалин-2», в котором 50% плюс одна акция принадлежат «Газпрому», – полагает директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. Ради этого, по его словам, сейчас все лоббистские группы внутри «Газпрома» делают максимум возможного, чтобы взять этот проект под контроль.
Еще одна проблема для иностранных инвесторов, завязанных на сахалинские проекты, связана с тем, что газ на внутрироссийский рынок должен поставляться по регулируемым ценам, которые существенно ниже экспортных. С 2011 года внутренние цены должны вырасти до уровня равнодоходности с экспортными. Однако эксперты не исключают, что в условиях кризиса правительство для поддержки отечественных производителей отложит переход на мировые цены на газ. Александров предположил, что иностранным участникам сахалинских проектов, которым неинтересно участвовать в затратных программах развития сетевого хозяйства Дальнего Востока, может быть предложен вариант, при котором они получат права лишь на газ, идущий на экспорт.
Со своей стороны, Крутихин считает, что в ГТС Сахалин–Хабаровск–Владивосток газ появится не раньше, чем через шесть-семь лет. К громким словам менеджеров компании об однозначно радужных перспективах этого проекта аналитик призывает относиться скептически. «Газпром» известен привычкой делать пустые заявления. Нет ничего более выгодного в России, чем прокладывать трубопроводы. Это очень коррупционный процесс», – резюмировал Крутихин.