0
1122
Газета Экономика Интернет-версия

18.08.2009 00:00:00

Минпромторг поставил крест на внутреннем рынке

Тэги: автопром, кредиты, льготы, минпромторг


автопром, кредиты, льготы, минпромторг Даже возможность получить льготный автокредит не сильно стимулирует россиян покупать морально устаревшие "Лады".
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Отчаявшись поддержать отечественный автопром за счет стимулирования спроса на внутреннем рынке, Минпромторг предложил правительству перераспределить выделяемые на поддержку автопрома бюджетные средства. Будет сокращена программа льготного кредитования россиян на покупку автомобилей. Сэкономленные бюджетные деньги будут перераспределены между автопроизводителями-экспортерами. Независимые эксперты считают, что этот шаг не поможет автопрому. Для отечественных производителей основным был и остается внутренний рынок, в то время как импорт автомашин, произведенных в России, был крайне ограничен и до кризиса, а теперь еще более сократился.

Минпромторг подготовил предложения, как перераспределить 11,5 млрд. руб., запланированных в федеральном бюджете на этот год на поддержку автопроизводителей. Сделать это предлагается в ущерб внутреннему рынку. Министерство считает целесообразным сократить в два раза – с 2 млрд. до 1 млрд. руб., – объем средств, направляемых банкам в 2009 году на возмещение выпадающих доходов при предоставлении льготных кредитов гражданам на покупку автомобилей. Кроме того, предлагается сократить с 2,5 млрд. до 1,5 млрд. руб. объем средств, которые предназначались для субсидирования процентных ставок по кредитам, взятым автозаводами на технологическое перевооружение. Также в два раза – с 1 млрд. до 0,5 млрд. руб. – министерство намерено сократить объем средств, направляемых на субсидии лизинговым компаниям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам на покупку отечественных автомобилей.

Сэкономленные бюджетные средства предлагается направить на поддержку автоэкспортеров. Объем субсидий, выделяемый им на компенсацию размера ставок по кредитам, планируется увеличить на 2,5 млрд. руб. – до 8,5 млрд. руб. Напомним, что перечень предприятий-экспортеров, кредиты которых подлежат субсидированию из бюджета, Минпромторг утвердил в конце февраля. Из крупнейших производителей в него попал только АвтоВАЗ.

Независимые эксперты объясняют внезапную смену приоритетов в господдержке автопрома провалом программы льготного автокредитования. Несмотря на то что число выданных в течение второй недели августа автокредитов увеличилось на 8,5%, общая картина остается удручающей. По данным Минпромторга, на 14 августа россияне получили всего 25,4 тыс. кредитов на покупку новых автомобилей, а банки приняли к рассмотрению чуть более 45,7 тыс. заявок на получение льготных автокредитов.

По итогам семи месяцев реализация автомобилей в России сократилась ровно на 50% – до 879 144 единиц. По оптимистическому сценарию в 2009 году будет продано 1,55 млн. автомобилей. Пессимистический сценарий предполагает объем продаж на внутреннем рынке не выше 1,35 млн. автомашин, в то время как по итогам прошлого года в России было продано 2,8 млн. новых автомобилей.

Ситуацию пока не спасает и вступивший на днях в силу приказ Минпромторга, расширяющий список автомобилей, попадающих под программу льготного кредитования. Теперь на льготные кредиты могут рассчитывать покупатели машин ценой до 600 тыс. руб., а не до 300 тыс. руб., как было до сих пор. Кроме того, льготные кредиты будут выдаваться на приобретение коммерческого транспорта – микроавтобусов и мини-грузовиков. Однако ажиотажа покупателей в дилерских центрах не наблюдается. В результате на вынужденные каникулы до конца лета ушли большинство крупнейших автозаводов.

Предложения перераспределить выделяемые на господдержку деньги в пользу предприятий-экспортеров фактически означают, что Минпромторг больше не питает иллюзий на скорое восстановление спроса на внутреннем рынке. Аналитики недоумевают по поводу резкой смены приоритетов. «Мне кажется, что бюджетные деньги просто гоняются по счетам. Россия экспортирует очень мало автомобилей. И эта мера совершенно непонятна. «АвтоВАЗу это точно не поможет», – говорит ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. Внутренний рынок был и остается главным рынком сбыта для российских автозаводов. По словам эксперта, в этих условиях разумнее было бы направить дополнительные средства на улучшение условий льготного автокредитования, чтобы кредиты стали доступны и привлекательны для большего числа россиян.

Исполнительный директор Объединения автопроизводителей России Игорь Коровкин не понимает, почему экспортеров нужно поддерживать, «снимая деньги с субсидирования процентных ставок по кредитам физических лиц». Он считает, что чиновники Минпромторга поторопились с этим решением. Увеличение цены машин, подпадающих под систему льготного автокредитования с 300 тыс. до 600 тыс. руб., по его мнению, должно со временем положительно сказаться на объемах продаж новых автомобилей в России.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
604
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
616
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
1025
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
500

Другие новости