Каждая сошедшая с конвейера «Лада» обходится государству все дороже и дороже.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Выделенные в марте Владимиром Путиным на поддержку АвтоВАЗа 25 млрд. руб. были израсходованы в рекордно короткие сроки. По заверениям чиновников, деньги на предприятие стали поступать только в июне, а уже вчера на официальном сайте предприятия, которое в августе на месяц заморозило производство, появилась информация, что эти деньги освоены на 97%. Основная часть выделенной суммы пошла на возврат долгов. Эксперты не видят перспектив для достижения безубыточности АвтоВАЗа в условиях кризисного падения спроса. По их мнению, у правительства осталось три альтернативы – дополнительная помощь, банкротство или искусственное оживление производства через новую девальвацию рубля.
По состоянию на 11 августа 2009 года выделенные в марте АвтоВАЗу из бюджета 25 млрд. руб. потрачены на 97%, сообщает пресс-служба компании. В пресс-релизе поясняется, что АвтоВАЗ израсходовал 24,32 млрд. руб. на исполнение обязательств по кредитам, обязательств перед контрагентами, на зарплату рабочим и на налоги. При этом предприятие подтверждает, что получило обещанную господдержку в полном объеме. Более 8 млрд. руб. АвтоВАЗ потратил на возврат кредитов Сбербанку и ВТБ, в том числе 6,17 млрд. – на исполнение обязательств перед контрагентами, 1,63 млрд. – на выплату зарплаты работникам АвтоВАЗа. Около 200 млн. руб. потрачено на выплату налогов и 40 млн. руб. пошли на выплату процентов по кредитам.
Еще 16,28 млрд. пошло на выплату долгов, зарплату и налоги, напрямую не связанные с кредитами Сбербанка и ВТБ. Собственно исполнение обязательств потребовало 14,02 млрд. руб., а на зарплату и налоги пошло еще 1,87 и 0,39 млрд. руб. соответственно.
«Оставшиеся средства в размере 0,68 миллиарда рублей АвтоВАЗом будут использованы на исполнение обязательств по принятым направлениям», – обещают представители завода, уточняя, что расход займа осуществляется под «полным детализированным контролем» со стороны госкорпорации «Ростехнологии».
Несмотря на рекордные траты, полностью рассчитаться с долгами АвтоВАЗ не смог. Господдержка позволила лишь вдвое сократить кредиторскую задолженность по операционной деятельности при сохранении финансирования текущих поставок для сборочного конвейера.
Опрошенные «НГ» эксперты не видят перспектив для достижения безубыточности АвтоВАЗа в условиях падения спроса. «Достижение точки безубыточности АвтоВАЗа возможно только при условии его полной загруженности. Теоретически это возможно, например, при условии успешной реализации госпрограммы по стимулированию продаж российской автотехники через частичное субсидирование процентных выплат и другие подобные меры. Однако на практике такой вариант развития событий практически невоплотим в жизнь», – считает управляющий партнер компании «Независимые директора» Андрей Северилов. По его мнению, при падении продаж автомобилей в первом полугодии более чем на 40% следует ждать нового некомпенсируемого роста операционных расходов и дальнейшего накопления убытков. «Основные цели – модернизация производства, оптимизация бизнес-процессов для работы в кризисных условиях – достигнуты не были. Направление средств на погашение текущих обязательств снизило общее напряжение, но одновременно ускорило движение вниз», – говорит Северилов.
Следует ожидать либо дальнейшего финансирования государством и налогоплательщиками убыточного производства, либо его скорого очищения через прохождение процедур банкротства, считает эксперт. В текущем состоянии модернизация и оптимизация, по его мнению, вряд ли могут быть признаны экономически целесообразными.
«АвтоВАЗ – крайне неэффективное предприятие, которое не умеет экономить, не умеет зарабатывать, а также обладает крайне неэффективной и негибкой системой производства и управления. Все это видно на сравнении АвтоВАЗа и ГАЗа, – утверждает гендиректор «ФинЭкспертиза Консалтинг» Дмитрий Шустерняк. – ГАЗ довольно заметно сократил число рабочих – АвтоВАЗ только намеревается, и то очень нерешительно. ГАЗ упростил систему менеджмента, сделав ее более гибкой, более эффективной, – на АвтоВАЗе по-прежнему насчитываются десятки вице-президентов. ГАЗ оперативно предложил рынку удешевленный вариант массовой модели «ГАЗель-эконом», тогда как АвтоВАЗ такого не сделал». По его словам, несмотря на многочисленные декларации, АвтоВАЗ ничего действенного для борьбы с кризисом не предпринимает, уповая на господдержку.
«Из-за того, что на заводе работают 110 тысяч человек, государство вынуждено будет продолжать вливать деньги в АвтоВАЗ. Но пользы предприятию эти деньги не принесут, они будут уходить, как в бездонную бочку. Продолжаться это будет до тех пор, пока АвтоВАЗ не обанкротится окончательно и на обломках этого автогиганта не будет создано что-либо более жизнеспособное. Единственное отклонение от этого сценария – это резкое падение курса рубля, как было в 1998 году, – это единственное, что может спасти АвтоВАЗ в его нынешнем виде», – считает Шустерняк.
«Убытки АвтоВАЗа по итогам 2009 года составят около 20 миллиардов рублей», – считает ведущий аналитик компании «Арбат Капитал» Василий Танурков. По его мнению, вероятность обращения за новой порцией бюджетной помощи очень велика даже в случае максимально благоприятного развития событий в российской экономике. «У ВАЗа просто нет средств на программу развития в 2010–2012 годах ценой в 80 миллиардов рублей. Пока для правительства социальная стабильность является основным приоритетом в ущерб экономической эффективности, оно просто вынуждено выделять средства предприятию», – говорит Танурков.
Между тем правительство, по некоторым признакам, начинает готовиться к более длительным остановкам конвейера АвтоВАЗа. В частности, вице-премьер Александр Жуков заявил в понедельник о необходимости разработки специальной программы по стабилизации ситуации с занятостью населения на АвтоВАЗе и в целом в Самарской области. «Очевидно, что ситуация требует серьезной проработки с участием министерств и ведомств. Я такое поручение дал, и я думаю, что по Тольятти должна быть сделана специальная программа по стабилизации ситуации на рынке труда с учетом возможной временной остановки предприятия и того, что большое количество людей находится в неоплачиваемых отпусках», – процитировало Жукова РБК.