Тимоти Гайтнер намерен дальше развивать систему американских государственных долговых обязательств.
Фото Reuters
Финансовая система США столкнулась с очередным испытанием. Министр финансов Тимоти Гайтнер обратился в пятницу к Конгрессу с просьбой увеличить верхний предел госдолга, чтобы страна избежала технического дефолта. Сейчас этот предел установлен на уровне 12,1 трлн. долл. и, как ожидается, в октябре будет преодолен. Конгресс вряд ли не удовлетворит эту просьбу. В противном случае США не смогут обслуживать свои гособлигации, в которых хранят резервы другие страны и крупные финансовые корпорации. Не исключено, что в итоге впервые за послевоенную историю госдолг США может превысить 100% ВВП.
В письме на имя лидера демократического большинства в Сенате Гарри Рида Гайтнер указал, что правительство достигнет потолка госдолга в начале октября 2009 года и впервые может оказаться в состоянии технического дефолта по своим обязательствам. «Исключительно важно предпринять действия до того, как будет пробит потолок госдолга, чтобы граждане и инвесторы в США и по всему миру продолжали оставаться уверенными в том, что США всегда выполняют свои обязательства», – отметил Гайтнер. Необходимость увеличения верхнего порога госдолга вызвана планами казначейства США выпустить гособлигаций на 2 трлн. долл. в текущем финансовом году и еще на 1,6 трлн. в следующем году.
Ритуал спасения Конгрессом страны от дефолта повторяется почти ежегодно. Так, осенью 2007 года Сенат повысил допустимый объем госзаимствований до 9,815 трлн. долл., что стало пятым повышением кредитного лимита за время двух президентских сроков Джорджа Буша. С тех пор допустимый предел госдолга поднимался неоднократно, и новостью может стать лишь превышение им уровня в 100% ВВП США, чего не случалось в послевоенной истории.
У США уже много лет крупнейший в мире по абсолютной величине госдолг. Он вырос с 33% ВВП в 1980 году до 56% ВВП в 1990 году и превысил 70% ВВП в 2008 году. Однако по отношению госдолга к своему ВВП США отнюдь не мировые рекордсмены. В частности, госдолг Италии в прошлом году превысил 103% ВВП, Японии – 170%, а в Зимбабве – 241%. В США максимальное отношение госдолга к ВВП было зафиксировано в 1946 году на уровне 121% ВВП.
Госдолг России – без учета частных обязательств – пока не превышает 7% ВВП. По этому показателю РФ занимает 118-е место среди 126 стран, по которым есть соответствующие данные. Правда, после начала запланированных на 2010–2011 годы массовых госзаимствований Россия может переместиться в первую сотню этого списка.
Превышение американским госдолгом 100% ВВП в отличие от чисто гипотетически возможного отказа Конгресса повысить верхнюю планку долга, по мнению экспертов, не будет иметь катастрофических последствий ни для США, ни для американской валюты. «Дефолт США невозможен сегодня и долго еще не будет возможен. США – крупнейший в мире потребительский рынок, на который завязаны множество экспортирующих стран, в том числе и Китай. Пока все эти страны-экспортеры не переключатся на внутренние рынки, пока для расчетов не будет выбрана какая-то другая валюта, у мира нет альтернативы, кроме как только поддерживать доллар», – считает партнер компании «2К Аудит – Деловые консультации» Александр Артемьев. По его мнению, многие страны, в том числе Россия, имеющие в структуре международных резервов доллары и казначейские обязательства США, не заинтересованы в обесценении своих резервов.
Однако обесценение доллара в перспективе эксперты не исключают. «Снижение курса доллара относительно йены, евро и фунта возможно. Но, вероятно, баланс курсов будет поддерживаться, ведь если доллар будет падать, то европейские, японские и британские экспортеры будут терять выручку. Это негативно скажется на экономиках соответствующих стран», – отмечает Артемьев.
Аналитики Banc of America Securities – Merrill Lynch уверены, что рост бюджетных расходов продолжится в США и в 2010 году. Такой прогноз они распространили вчера. При этом эксперты банка отмечают появление первых признаков отдачи от антикризисных мер правительств, что в особенности справедливо сегодня для США, включивших на полную мощь механизм госзаимствований для финансирования собственной антикризисной программы.