Калининградский порт оказался слабым местом в наступательной стратегии Москвы.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Едва закончив молочную войну с Белоруссией, Россия ввязалась в новый экономический конфликт – на этот раз с Литвой. В минувший четверг российские таможенники уведомили литовских коллег об ужесточении контроля в отношении литовских грузоперевозчиков. В ответ в субботу Литва объявила об отмене 35-процентной скидки на транзит по своим железным дорогам чугуна в калининградском направлении. Эксперты отмечают, что в отличие от других торговых войн Москвы новый конфликт не имеет политической подоплеки. Это попытка перенаправить торговые потоки с портов стран Балтии на порт Санкт-Петербурга, грузооборот которого упал в этом году на 25%.
«Литовские железные дороги отменили ранее введенный понижающий коэффициент к тарифам на перевозку чугуна в калининградском направлении, – сообщил в субботу руководитель пресс-службы Калининградской железной дороги (КЖД) Александр Першин, пояснив, что об этом его официально уведомил заместитель гендиректора АО «Литовские железные дороги» Альбертас Шименас. – В письме отмечается, что с 15 августа Литва отменяет действие 35-процентной скидки к транзитным тарифам на перевозку чугуна со станции Присады». Как пояснил Першин, это решение литовская сторона обосновывает обращением неназванных отправителей, выразивших «озабоченность в связи с установлением исключительных тарифов для конкретного грузоотправителя». «В документе со ссылкой на «мнение грузоотправителей» также отмечается, что такая дискриминационная мера может вызвать приостановку отгрузки чугуна как в направлении Калининградской области, так и Клайпедского порта и переориентировку этого грузопотока в другие порты», – пояснил российский представитель.
Эксперты склонны расценивать демарш Вильнюса как ответ на недружественные действия Москвы. В минувший четверг российские таможенники информировали литовских коллег об ужесточении контроля в отношении литовских грузоперевозчиков в связи с рядом зафиксированных нарушений процедур. В результате этих мер, требующих больших, чем прежде, затрат времени, на различных пунктах пересечения литовско-российской границы скопилось около 300 грузовых автомобилей с литовскими номерами. По данным ассоциации грузоперевозчиков Литвы «Линава», некоторые водители ждали проезда более двух суток.
Разблокированию ситуации на границе был посвящен телефонный разговор, который состоялся 7 августа между сопредседателями российско-литовской межправительственной комиссии – министром транспорта России Игорем Левитиным и главой МИД Литвы Вигаудасом Ушацкасом. В его ходе, как сообщила литовская сторона, Левитин обещал обсудить этот вопрос с представителями заинтересованных инстанций России.
Впрочем, и у России есть достаточно поводов для обид. Стоит напомнить, что в 1999 году стартовал проект «2К» – «Калининград–Клайпеда», когда президенты России и Литвы в совместном заявлении обратились к соответствующим инстанциям своих стран с просьбой подготовить предложения по согласованию железнодорожных тарифов и увеличению потока грузов через Клайпеду и Калининград. Однако в результате грузы шли в основном через литовскую Клайпеду. Теперь же, в свете последних событий, судьба этих договоренностей оказывается под большим вопросом.
Россия в силу размеров ее экономики несет несоизмеримо меньшие потери в торговых войнах с соседями, и Литва тут не исключение. Достаточно вспомнить историю приватизации НПЗ Mazeikiu nafta. Вильнюс воспрепятствовал переходу крупнейшего национального предприятия под контроль России. В ответ Москва в 2006 году под предлогом плохого состояния и необходимости ремонта перекрыла поставки на этот завод нефти по нефтепроводу «Дружба». Поставки до сих пор не возобновлены, несмотря на просьбы Литвы и Польши, чьей нефтяной компании PKN Orlen в итоге достался Мажейкяйский НПЗ.
Эксперты отмечают отсутствие политической подоплеки в новом торгово-экономическом конфликте Москвы. По их мнению, на этот раз причина торговой войны лежит исключительно в экономической плоскости. Таким – может быть, и несколько неуклюжим – способом Россия пытается помочь собственным транспортным компаниям. «Если всего год назад грузооборот Санкт-Петербургского порта превышал его возможности и грузы проще и дешевле было доставлять из литовских и латвийских портов, то сегодня ситуация радикально изменилась, – отмечает гендиректор компании «ФинЭкспертиза» Агван Микаелян. – Сейчас Санкт-Петербургский порт снизил грузооборот почти на 40% (по официальным данным – на 25%. – «НГ»), потерю которых надо как-то закрывать. Видимо, отсюда и решение об ужесточении таможенных процедур в отношении литовских перевозчиков, которые уже успели захватить этот рынок».
В свою очередь, глава департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев отмечает, что данная ситуация – это тот случай, когда обострение противостояния невыгодно ни одной из сторон. «Литва теряет на транзите, Россия – на отмене скидок, а в результате проигрывают обе стороны, – считает эксперт. – Остается надеяться, что из-за отсутствия политических проблем обе стороны урегулируют все спорные вопросы в течение короткого промежутка времени». Тем не менее, как считает Микаелян, по экономике Литвы возможный транзитный конфликт ударит больнее. «Ущерб для обеих сторон будет примерно одинаковым, – отмечает аналитик. – Но, учитывая разный масштаб потенциалов стран, Литва понесет более существенные потери».