0
1918
Газета Экономика Интернет-версия

24.07.2009 00:00:00

Баку направит танкеры в обход

Тэги: азербайджан, нефть


Баку активизирует работы по созданию новых маршрутов и инфраструктуры для транспортировки нефти из Центральной Азии в обход России. В среду президент Азербайджана Ильхам Алиев потребовал начать в следующем году строительство судостроительного завода, способного выпускать танкеры для перевалки нефти с восточного побережья Каспия в Азербайджан. Реализация этого проекта ослабит зависимость стран региона от транзита через Россию.

«В последующие годы надо приобрести многочисленные суда: грузовые, танкеры, для Каспийского пароходства и Госнефтекомпании, – заявил Алиев на заседании правительства. – Уже выбраны и иностранные инвесторы, и наряду с ними в этом деле должны участвовать Госнефтекомпания и Азербайджанская государственная инвестиционная компания.

Надо сделать так, чтобы со следующего года мы добились начала строительства кораблестроительного завода, и в кратчайшие сроки его создать». По его словам, новый завод должен быть способен выпускать любые суда, в том числе и военного назначения.

Отметим, что за последние годы азербайджанское Каспийское пароходство обновило танкерный флот почти на треть, закупив у российского предприятия «Красное Сормово» 10 специализированных судов большой грузоподъемности. «Учитывая, что через несколько лет с восточного побережья Каспия ожидается транспортировка больших объемов нефти и нефтепродуктов, закупка танкеров была своевременным шагом», – с удовлетворением отметил Алиев.

Впрочем, ответ на вопрос о том, на какие мощности рассчитан новый завод и когда он будет запущен, пока неясен. В результате мнения российских экспертов по поводу экономической целесообразности такого проекта разделились.

«Поставка сырья танкерами обходится гораздо дороже, так что нефть при этом становится менее экономически выгодной, – отмечает аналитик ФК «Уралсиб» Михаил Занозин. – Так что такое решение можно считать скорее политическим».

В свою очередь, директор департамента Due Diligence компании «2К Аудит – Деловые консультации» Александр Шток считает, что появление танкерного флота на Каспийском море – это лишь вопрос времени. «Обладая ресурсной базой, страны Центральной Азии после распада СССР не имели возможности выбора маршрута транспортировки своих ресурсов, – отмечает Шток. – Сегодня регион становится все более самостоятельным как в политическом, так и в экономическом плане». По его мнению, диверсификация поставок – одно из основных условий дальнейшего развития, отсюда и появление новых маршрутов транспортировки ресурсов, независимых от России. «Имея рядом таких крупных потребителей энергоресурсов, как Европа и Китай, вполне логично желание региона напрямую сотрудничать с этими рынками, – считает эксперт. – И в дальнейшем этот процесс будет только развиваться, а соответственно зависимость от российских трубопроводов – сокращаться».

Танкерный флот Азербайджану необходим для реализации совместного с Казахстаном Транскаспийского проекта (ТКП). Развитие портовой инфраструктуры, позволяющей осуществлять танкерные перевозки нефти по Каспийскому морю и далее по нефтепроводу Баку–Тбилиси–Джейхан (БТД) – в Европу, оценивается в 3 млрд. долл. «Учитывая, что добыча нефти в Казахстане постоянно растет, а мощности экспортных трубопроводов загружены практически полностью, новый маршрут скорее всего сырьем будет обеспечен, – считает аналитик. – К тому же к проекту в дальнейшем вполне сможет присоединиться и Туркменистан. Таким образом, ТКП – весьма перспективный проект, и вложения Азербайджана в развитие танкерного флота наверняка быстро окупятся».

С этим мнением не согласен аналитик ИК «Тройка Диалог» Валерий Нестеров. «Это решение свидетельствует скорее о намерении выдать желаемое за действительное, – считает он. – Мощность трубопроводных проектов – как действующих, так и запланированных – существенно превышает перспективы Казахстана по добыче нефти». В частности, как отметил Нестеров, возможности нефтепровода Атырау–Самара, идущего из Казахстана через территорию России, могут быть к 2015 году расширены с 16 млн. до 26 млн. тонн в год, Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) – с 34 млн. до 67 млн. тонн в год к 2013 году. К тому же Астана уже гарантировала поставки 17 млн. тонн нефти по нефтепроводу Бургас–Александруполис. Получается, что эти 100 млн. тонн могут транспортироваться по уже существующим маршрутам, тем более что Казахстан в обозримой перспективе, по его мнению, сможет поставлять на экспорт не более 80–100 млн. тонн нефти в год. «Оценка ресурсов и возможностей Казахстана по добыче нефти колеблется в довольно широких пределах, – подчеркивает Нестеров. – А инвестиций, необходимых для наращивания добычи, в условиях кризиса ждать пока не приходится».

Согласно опубликованным данным, за 2008 год в Казахстане было добыто 70,6 млн. тонн нефти, включая газовый конденсат. При этом Минэнерго страны заявляло о намерении к 2010 году увеличить объем добычи нефти до 81,3 млн. тонн, к 2011 году еще на 0,4% – до 81,6 млн. тонн. В соответствии со стратегическим планом ведомства к 2011 году экспорт нефти планируется увеличить до 71,8 млн. тонн. Между тем оптимистичные планы по добыче нефти власти страны вынуждены постоянно пересматривать. Если в 2007 году говорилось о намерении добывать к 2015 году 140–150 млн. тонн в год и войти в десятку крупнейших экспортеров в мире, то затем, из-за проблем с началом освоения месторождения Кашаган, планы на 2015 год были скорректированы до 130 млн. тонн. Впрочем, и эти показатели могут быть пересмотрены в сторону понижения из-за сложной экономической ситуации как в мире, так и в самом Казахстане. Это значит, что конкуренция между существующими и запланированными маршрутами транспортировки нефти из Центральной Азии еще больше обострится, что грозит сильнее ударить по позициям России в этом регионе как главного направления транзита местных углеводородов в Европу.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


России предстоит нарастить добычу "цифрового золота" для нейросетей

России предстоит нарастить добычу "цифрового золота" для нейросетей

Анастасия Башкатова

Один из сценариев уже предполагает вырождение искусственного интеллекта

0
1254
Минфин получил 6 триллионов рублей дополнительных доходов

Минфин получил 6 триллионов рублей дополнительных доходов

Ольга Соловьева

С населения удается собирать налогов больше из-за роста экономики, а с бизнеса – меньше из-за санкций

0
1300
Федеральный Центр не опасается дестабилизации на местах

Федеральный Центр не опасается дестабилизации на местах

Иван Родин

Татарстан выступил против муниципальной реформы, которая ликвидирует самоуправление в поселениях

0
1217
Жилищная очередь сирот сократилась до 188 тысяч человек

Жилищная очередь сирот сократилась до 188 тысяч человек

Михаил Сергеев

Счетная палата отметила прогресс в решении многолетней проблемы бесквартирной молодежи

0
916

Другие новости