0
2226
Газета Экономика Интернет-версия

14.07.2009 00:00:00

Туркменистан нашел замену России

Тэги: газпром, туркмения


газпром, туркмения Газовая инфраструктура Туркменистана готова работать на новые страны.
Фото с сайта www.turkmenistan.ru

Отказ «Газпрома» закупать оговоренные в прошлом году объемы туркменского газа и полное прекращение закупок вынудили Ашхабад спешно искать замену России как основному направлению поставок. В воскресенье туркменские власти объявили о строительстве нового газопровода в Иран и о значительном увеличении поставок газа в эту страну. К концу года Туркменистан также начнет поставки в Китай в объеме до 30 млрд. куб. м в год. Туркмено-иранские соглашения эксперты называют плохой новостью для «Газпрома», который теряет монопольные позиции при транзите газа из Центральной Азии.

Ашхабад договорился с Ираном об увеличении экспорта туркменского газа с нынешних 8 млрд. до 14 млрд. куб. м. Стороны также обсудили возможность увеличить в будущем поставки туркменского природного газа в Иран до 20 млрд. куб. м. Об этом сообщила в воскресенье пресс-служба МИД Туркменистана.

Двусторонние переговоры прошли 10–11 июля в госконцерне «Туркменгаз». С иранской стороны в переговорах участвовала делегация во главе с советником министра нефти, генеральным директором Национальной газовой экспортной компании Сейедом Реза Кесаизаде.

«В результате обстоятельного и конструктивного обмена мнениями стороны согласовали рыночную цену природного газа, поставляемого из Туркменистана в Иран, рассчитанную по международной формуле», – отмечает МИД. Однако конкретная цена на газ не указывается. «По результатам достигнутых договоренностей стороны подписали соответствующие документы», – говорится в сообщении пресс-службы туркменского внешнеполитического ведомства.

Соглашение предусматривает, что 8 млрд. куб. м из 14 будут поставляться с месторождения Корпедже на западе Туркмении. А остальные 6 млрд. – с месторождения Довлетабад, которое является одним из основных газовых месторождений Туркменистана на юго-востоке страны. Для этого на востоке страны к концу года будет построен новый газопровод до границы с Ираном, по которому в четвертом квартале 2009 года начнутся дополнительные поставки газа.

Соглашение с Ираном стало для России вторым за неделю неприятным сюрпризом со стороны Ашхабада. В пятницу, 10 июля, президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов заявил о готовности его страны участвовать в проекте Nabucco, который предполагает поставки прикаспийского газа в Европу в обход России (см. «НГ» от 13.07.09).

Ранее представители «Газпрома» утверждали, что российский газовый концерн претендует на роль ключевого оператора по поставкам центральноазиатского газа в Европу. В связи с такими планами Россия даже обещала закупать в Туркменистане до 70–90 млрд. куб. м газа в год по европейским ценам за вычетом накладных расходов и затрат на транспортировку. Однако падение спроса и цен на газ в условиях кризиса сделало покупки туркменского газа убыточными для России. После взрыва на туркменском участке газопровода «Средняя Азия – Центр» в апреле 2009 года и возникших после этого разногласий между Туркменией и РФ по вопросам цены и объемов газа поставки туркменского газа «Газпрому» прекратились. В связи с этим в Туркменистане скопились значительные запасы товарного газа, которые, как заявил в пятницу Бердымухамедов, могут быть проданы любому покупателю на границе. По его словам, Туркменистан владеет колоссальными запасами газа, которого хватит и для заполнения газопровода Nabucco.

Добыча газа в Туркменистане в последние годы составляла около 60–80 млрд. куб. м газа в год, из которых около 50 млрд. поставлялись в Россию, откуда транзитом шли в Украину и частично в Евросоюз, 8 млрд. куб. м – в Иран и около 12 млрд. куб. м использовались для внутренних нужд. В 2006 году Ашхабад подписал договор о строительстве газопровода в Китай через Казахстан, по которому предполагается поставлять в Китай 30 млрд. куб. м газа в год. Поставки планируется начать в конце 2009 года. Таким образом, к прежним объемам импорта туркменского газа Россия может вернуться только в случае существенного наращивания его добычи либо отказа Китая и Ирана от ранее оговоренных с Туркменистаном закупок.

Эксперты отмечают неудачные попытки Москвы сохранить преимущественные позиции при транзите туркменского газа и не допустить реализацию проекта Nabucco. «Иран и Турменистан объективно являются конкурентами в своих претензиях на участие в проекте Nabucco. Однако их сегодняшняя вынужденная дружба может стать дополнительным средством нажима на «Газпром», который пытается согласовать с Ашхабадом приемлемые цены и объемы поставок туркменского газа», – считает аналитик компании «Тройка Диалог» Валерий Нестеров. По его словам, Туркменистан весьма успешно диверсифицирует направления экспорта своего природного газа. В результате кризисного падения спроса и цен на энергоносители в Европе доминировать на рынке газа стали потребители, а не поставщики.

«Туркменское руководство раздражено газовым конфликтом с Россией. Но в неудачах своей энергетической политики в Центральной Азии Москва может винить только себя», – считает партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин. По его словам, «Газпрому» придется учитывать тот факт, что себестоимость добычи газа в Туркмении значительно ниже, чем на северных месторождениях России. «Обострение конкуренции поставщиков в Азии может в конце концов подтолкнуть «Газпром» к развитию собственной газодобычи», – предполагает Нестеров.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
767
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
952
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
872
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
870

Другие новости