Газовая инфраструктура Туркменистана готова работать на новые страны.
Фото с сайта www.turkmenistan.ru
Отказ «Газпрома» закупать оговоренные в прошлом году объемы туркменского газа и полное прекращение закупок вынудили Ашхабад спешно искать замену России как основному направлению поставок. В воскресенье туркменские власти объявили о строительстве нового газопровода в Иран и о значительном увеличении поставок газа в эту страну. К концу года Туркменистан также начнет поставки в Китай в объеме до 30 млрд. куб. м в год. Туркмено-иранские соглашения эксперты называют плохой новостью для «Газпрома», который теряет монопольные позиции при транзите газа из Центральной Азии.
Ашхабад договорился с Ираном об увеличении экспорта туркменского газа с нынешних 8 млрд. до 14 млрд. куб. м. Стороны также обсудили возможность увеличить в будущем поставки туркменского природного газа в Иран до 20 млрд. куб. м. Об этом сообщила в воскресенье пресс-служба МИД Туркменистана.
Двусторонние переговоры прошли 10–11 июля в госконцерне «Туркменгаз». С иранской стороны в переговорах участвовала делегация во главе с советником министра нефти, генеральным директором Национальной газовой экспортной компании Сейедом Реза Кесаизаде.
«В результате обстоятельного и конструктивного обмена мнениями стороны согласовали рыночную цену природного газа, поставляемого из Туркменистана в Иран, рассчитанную по международной формуле», – отмечает МИД. Однако конкретная цена на газ не указывается. «По результатам достигнутых договоренностей стороны подписали соответствующие документы», – говорится в сообщении пресс-службы туркменского внешнеполитического ведомства.
Соглашение предусматривает, что 8 млрд. куб. м из 14 будут поставляться с месторождения Корпедже на западе Туркмении. А остальные 6 млрд. – с месторождения Довлетабад, которое является одним из основных газовых месторождений Туркменистана на юго-востоке страны. Для этого на востоке страны к концу года будет построен новый газопровод до границы с Ираном, по которому в четвертом квартале 2009 года начнутся дополнительные поставки газа.
Соглашение с Ираном стало для России вторым за неделю неприятным сюрпризом со стороны Ашхабада. В пятницу, 10 июля, президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов заявил о готовности его страны участвовать в проекте Nabucco, который предполагает поставки прикаспийского газа в Европу в обход России (см. «НГ» от 13.07.09).
Ранее представители «Газпрома» утверждали, что российский газовый концерн претендует на роль ключевого оператора по поставкам центральноазиатского газа в Европу. В связи с такими планами Россия даже обещала закупать в Туркменистане до 70–90 млрд. куб. м газа в год по европейским ценам за вычетом накладных расходов и затрат на транспортировку. Однако падение спроса и цен на газ в условиях кризиса сделало покупки туркменского газа убыточными для России. После взрыва на туркменском участке газопровода «Средняя Азия – Центр» в апреле 2009 года и возникших после этого разногласий между Туркменией и РФ по вопросам цены и объемов газа поставки туркменского газа «Газпрому» прекратились. В связи с этим в Туркменистане скопились значительные запасы товарного газа, которые, как заявил в пятницу Бердымухамедов, могут быть проданы любому покупателю на границе. По его словам, Туркменистан владеет колоссальными запасами газа, которого хватит и для заполнения газопровода Nabucco.
Добыча газа в Туркменистане в последние годы составляла около 60–80 млрд. куб. м газа в год, из которых около 50 млрд. поставлялись в Россию, откуда транзитом шли в Украину и частично в Евросоюз, 8 млрд. куб. м – в Иран и около 12 млрд. куб. м использовались для внутренних нужд. В 2006 году Ашхабад подписал договор о строительстве газопровода в Китай через Казахстан, по которому предполагается поставлять в Китай 30 млрд. куб. м газа в год. Поставки планируется начать в конце 2009 года. Таким образом, к прежним объемам импорта туркменского газа Россия может вернуться только в случае существенного наращивания его добычи либо отказа Китая и Ирана от ранее оговоренных с Туркменистаном закупок.
Эксперты отмечают неудачные попытки Москвы сохранить преимущественные позиции при транзите туркменского газа и не допустить реализацию проекта Nabucco. «Иран и Турменистан объективно являются конкурентами в своих претензиях на участие в проекте Nabucco. Однако их сегодняшняя вынужденная дружба может стать дополнительным средством нажима на «Газпром», который пытается согласовать с Ашхабадом приемлемые цены и объемы поставок туркменского газа», – считает аналитик компании «Тройка Диалог» Валерий Нестеров. По его словам, Туркменистан весьма успешно диверсифицирует направления экспорта своего природного газа. В результате кризисного падения спроса и цен на энергоносители в Европе доминировать на рынке газа стали потребители, а не поставщики.
«Туркменское руководство раздражено газовым конфликтом с Россией. Но в неудачах своей энергетической политики в Центральной Азии Москва может винить только себя», – считает партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин. По его словам, «Газпрому» придется учитывать тот факт, что себестоимость добычи газа в Туркмении значительно ниже, чем на северных месторождениях России. «Обострение конкуренции поставщиков в Азии может в конце концов подтолкнуть «Газпром» к развитию собственной газодобычи», – предполагает Нестеров.