Правительство Москвы выпускает вызывающие наибольшее доверие у Центробанка облигации.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Властям Москвы все труднее сводить концы с концами без новых заимствований. Глобальный экономический кризис в полтора раза сократил доходы города и вынудил провести в июне секвестрирование городского бюджета. Однако секвестр не решил всех финансовых проблем столицы. Вчера председатель комитета госзаимствований Москвы Сергей Пахомов сообщил «НГ», что не исключает, что в сентябре придется снова пересмотреть бюджет города, увеличив объемы привлечения заемных средств.
«Речь идет о корректировке бюджета в соответствии с реалиями выполнения плана по сбору доходов», – пояснил Сергей Пахомов «НГ». При этом он добавил, что пока не знает, в каких объемах могут быть произведены новые заимствования.
В первоначальном, неурезанном варианте, бюджет Москвы на текущий год предусматривал, что город займет в этом году всего 54 млрд. руб. Однако в первом полугодии с учетом откорректированного в июне бюджета столица на внутреннем рынке разместила облигаций почти на 74 млрд. руб. В результате на 1 июля долг Москвы достиг 208,2 млрд., а долговая нагрузка, определяемая отношением долга к собственным доходам столичного бюджета, достигла 22%.
Несмотря на то что, по словам Пахомова, сейчас бюджет столицы исполняется почти по плану, заданному в секвестрированном бюджете, не исключено, что события могут развиваться по негативному сценарию. Столичная казна по сравнению с прошлым годом ежемесячно недобирает десятки миллиардов рублей. По словам Пахомова, на 20–25% сократились поступления налога на прибыль организаций, на 9–10% налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Между тем это основные источники пополнения бюджета Москвы: налог на прибыль организаций обеспечивает 48%, а НДФЛ – 31% доходов столицы.
Эксперты считают, что текущая долговая нагрузка на столичный бюджет остается в несколько раз ниже предельно допустимого уровня. Именно это обеспечивает Москве возможность осуществления заимствований в необходимых объемах без ухудшения кредитного качества. Однако Москва – не единственный регион страны, который вынужден из-за кризиса урезать бюджет и искать новые источники латания возникших в нем дыр. Вот только большинство российских регионов в отличие от столицы лишены возможности прибегать к широкомасштабным заимствованиям. Их кредитные рейтинги низки, а долговая нагрузка иногда достигает предельных уровней. При этом не всегда оставляет желать лучшего ликвидность региональных бумаг.
Не случайно Банк России принимает в обеспечение по выдаваемым им кредитам облигации лишь 20 из 83 регионов страны. При этом наименьшей уценке при осуществлении таких операций подвергаются облигации Москвы, их ЦБ готов брать в залог с поправочным коэффициентом 0,95 к номиналу. Для бумаг Томской и Иркутской областей такой коэффициент 0,7.
Руководитель проекта БСС «Система Главбух» Елена Рахимова, считает, что есть целая цепь причин, обуславливающих сокращение доходной части бюджета как Москвы, так и остальных регионов России. «Москва относится к основному бизнес-центру страны, поэтому и масштабы потерь, и скорость сокращения бизнес-активности в столице оказались самыми существенными. В частности, большие сокращения произошли в сегменте недвижимости, который был одним из самых масштабных направлений столичной экономики в последние годы», – отметила Рахимова. По ее словам, в условиях кризиса резко выросли риски ухода в тень части бизнеса. Кроме того, растет число компаний, попросивших у государства годовую рассрочку по уплате налогов, вследствие чего региональные бюджеты также недосчитаются значительной части доходов, говорит Рахимова.