Вопреки чаяниям Москвы, лоббирующей строительство газопровода «Южный поток», Турция не собирается чинить препятствий прокладке альтернативного газопровода Nabucco, по которому азербайджанский, а возможно, и туркменский газ пойдет в Европу в обход России. Вчера турецкий министр энергетики и природных ресурсов Танер Йилдыз заявил, что неоднократно переносившееся подписание межправительственного соглашения по проекту Nabucco состоится в июле. Не исключено, что таким образом Анкара не просто поддержала прокладку через турецкую территорию еще одного газопровода, но и проявила свое недовольство позицией Москвы, которая, как считается в Турции, препятствует экспорту турецких товаров в РФ.
«Июль – самый поздний период, когда будет подписано соглашение», – заявил Танер Йилдыз. Ранее сообщалось, что окончательный документ будет подписан в мае, затем – 25 июня в Анкаре, однако в начале июня Йилдыз фактически отверг и эту дату, пояснив, что «работы по подготовке соглашения продолжаются и касаются четырех-пяти статей документа». Какие именно разногласия мешают его подписанию, тогда не объяснялось. Теперь конечной датой подписания объявлен июль.
Даже столь расплывчатые сроки свидетельствуют о значительном прогрессе со стороны Анкары. Еще в середине января турецкий премьер Тайип Эрдоган заявлял, что его страна может вообще отказаться от поддержки Nabucco, если Брюссель не возобновит переговоры о принятии страны в ЕС. Это заявление было с воодушевлением воспринято в Москве, усилившей тогда пропаганду в Европе проекта строительства газопровода «Южный поток». С тех пор в вопросах евроинтеграции Турции практически ничего не изменилось. Евросоюз до сих пор не готов видеть в своих рядах Турцию. Зато Анкара заявила, что готова пойти навстречу Европе, стремящейся ослабить свою зависимость от России в вопросах поставки газа.
Чем вызвано последнее решение Анкары, которая своим упрямством до сих пор играла на руку «Газпрому», пока неизвестно. Судя по всему, в стратегическом плане турки просто хотят, чтобы через их территорию и прилегающие воды Черного моря прошло как можно больше транзитных газопроводов. Не исключено также, что одновременно Анкара хочет наказать Россию. За последние полтора года турецкие бизнесмены неоднократно жаловались на то, что Москва препятствует продвижению их продукции на российский рынок.
В сентябре 2008 года обе страны стояли буквально в шаге от начала таможенной войны. В то время, как передавали турецкие СМИ, из-за ужесточения таможенного режима на российской границе «были остановлены тысячи турецких грузовиков». Эти данные вызвали бурю возмущения в Анкаре, и госминистр правительства Турции Кюршат Тюзмен даже призвал к введению аналогичных ответных шагов в отношении российских товаров. Конфликт удалось замять, однако существующие проблемы усугубил мировой кризис. По данным Евростата, в январе–феврале поставки товаров из Турции в Европу упали на 30%, тогда как экспорт в Россию – почти на 40%. При этом ФТС РФ отмечает, что поставки в Россию из Турции по итогам января–марта снизились еще больше – на 42,3%.
Российские эксперты считают, что товарооборот между странами падает по объективным причинам, и видеть в этом злонамеренные попытки России ограничить турецкий импорт не стоит. В вопросе о том, что могло побудить Турцию изменить отношение к Nabucco, стоит отметить прежде всего экономическую заинтересованность страны. «В Россию из Турции идут в основном потребительские товары, а спрос на них значительно пострадал из-за кризиса, – считает директор департамента Due Diligence компании «2К Аудит – Деловые консультации» Александр Шток. – К тому же Nabucco тормозила не столько Турция, сколько противоречия среди сторонников проекта и трудности с сырьевой базой». Конечно, можно и поэтапно прокладывать трубы, отмечает эксперт, но проблема, откуда в этих трубах возьмется газ, никуда не денется. «Даже после подписания соглашений сомнительно, что реализация Nabucco понесется на всех парах», – полагает эксперт.
В свою очередь, ведущий аналитик ИК «Файненшл Бридж» Дмитрий Александров отмечает, что проблема Nabucco изначально заключалась не в позиции Турции, а в источниках сырья для его заполнения. Впрочем, в гонке между конкурентами европейского Nabucco и российского «Южного потока» лидера сегодня назвать не удастся, поскольку оба они не готовы совершенно одинаково. «Тем не менее перспектив у «Южного потока», хотя он и дороже более чем в 2 раза – около 25 миллиардов долларов по сравнению с 12 миллиардами долларов – пока больше, – полагает Александров. – Но только потому, что он располагает сырьевой базой».