Молочная граница – на замке.
Фото Reuters
Роспотребнадзор ответил на заявления Минска о том, что белорусская молочная продукция продолжает беспрепятственно поступать в Россию, несмотря на запрет Москвы. Вчера Роспотребнадзор ввел официальный запрет на ввоз белорусского масла, сыров и другой молочной продукции – всего 593 наименования. Одновременно главный санитарный врач Геннадий Онищенко объявил об изъятии белорусской молочной продукции из российской торговой сети. Заявления Роспотребнадзора привели в смятение российских переработчиков молока, чьи производственные цепочки оказались разорванными, а поставки сырья из Белоруссии поставлены под угрозу.
Во вторник Роспотребнадзор официально опубликовал список приостановленных санитарных заключений на ввоз молока и молочную продукции из Белоруссии. В этот список включены 593 заключения, которые были выданы Роспотребнадзором на продукцию белорусских предприятий с ноября 2008-го по май 2009 года. Среди запрещенных продуктов не только пастеризованное, топленое и стерилизованное молоко, но и масло, сухое молоко и сыры, которые составляют около 40% российского импорта сыров. Среди запрещенной продукции оказались, в частности, сыры «Гауда», «Эдамер», «Голландский», «Тильзитский», «Российский», «Эльтермани» и многие другие известные в России марки. При этом Роспотребнадзор объявил, что оборот молока и молочной продукции, выпускаемой с нарушениями требований молочного технического регламента, «представляет непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан». По сообщению Роспотребнадзора, санитарно-эпидемиологические заключения были выданы управлениями по Брянской и Смоленской областям «с нарушениями установленного порядка».
Накануне глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко заявил, что Россия готова к переговорам о возобновлении поставок молока, но только с теми официальными лицами, которые компетентны в данном вопросе. Комментируя реакцию Минска на введение Москвой запрета на ввоз молочной продукции из Белоруссии, он заявил: «Уже прозвучавшие в прессе комментарии ничего, кроме удивления, не вызывают». По его словам, авторы этих заявлений «не могут быть восприняты как партнеры по переговорам». Ранее замминистра здравоохранения Белоруссии Валентина Качан назвала решение о запрете на ввоз из Белоруссии в Россию молочной продукции преждевременным. «Это является преждевременным решением, с российской стороны не сделано должного анализа. Вся работа по перерегистрации молочной продукции была своевременно проведена». В свою очередь, Онищенко заявил, что по новому российскому техрегламенту переоформлению подлежат 603 санитарно-эпидемиологических заключения и 55 регистрационных удостоверений на молочную продукцию из Белоруссии.
«Кроме того, с сегодняшнего дня в торговых сетях на территории РФ из оборота будет изыматься молочная продукция из Белоруссии, документация по которой перерегистрирована, но которая продолжает выпускаться в старой упаковке и не соответствует требованиям технического регламента в части доведения необходимой информации до потребителя», – сообщил Онищенко. Он также заявил, что запрет на оборот нескольких сотен видов молочной продукции из Белоруссии является «лишь одним из шагов на почти годовом пути по наведению порядка с оборотом молока и молочной продукции на рынке нашей страны».
Между тем в понедельник замминистра сельского хозяйства Белоруссии Михаил Савельев заявил РИА Новости, что белорусские молокозаводы «продолжают экспорт продукции в Россию в прежнем режиме. «Экспортеры в эти дни не столкнулись с какими-либо проблемами при экспорте молочной продукции в РФ. Как экспортировали, так и экспортируют», – сообщил замминистра, комментируя объявления Москвы о запрете на ввоз молочной продукции из Белоруссии.
Падение доходов от молочного экспорта негативно скажется на экономике Белоруссии. Фото РИА Новости |
Российские и белорусские эксперты объясняют эскалацию молочной войны глубокими экономическими и политическими противоречиями между Москвой и Минском, которые ярко проявились в словесной перепалке на высшем уровне в конце мая по поводу очередного российского кредита Белоруссии в 500 млн. долл. «Между Россией и Белоруссией сегодня нет ни одного чисто коммерческого или чисто политического противоречия, поскольку отношения между двумя странами превратились в большой гордиев узел. И нынешняя молочная война является только частью этого узла противоречий», – считает руководитель Научно-исследовательского центра Мизеса в Белоруссии Ярослав Романчук. По его мнению, запрет белорусского молочного экспорта может быть лишь одним из рычагов давления на Минск, причем весьма эффективным и чувствительным для всего населения республики. «За прошлый год молочный экспорт из Белоруссии составил около одного миллиарда долларов. Он обеспечил доход госбюджета, сотен предприятий и сотен тысяч домашних хозяйств», – поясняет эксперт. По словам Романчука, молочная война может затянуться до новых президентских выборов в Белоруссии в 2011 году. Выходом из конфликта, по мнению эксперта, может быть согласие Минска отдать в обеспечение российских кредитов такие активы, как Беларусбанк или топливную компанию «Белтопгаз».
Российские переработчики предполагают, что запрет на импорт молока из Белоруссии обернется ростом цен на сырье внутри России, а также потерями для производителей. «Крупные российские компании импортировали из Белоруссии сырое и сухое молоко, а также организовали в Белоруссии производство молочной продукции под собственными марками», – сообщила «НГ» член правления компании «Вимм-Билль-Данн» Марина Каган. Теперь же эти производственные цепочки могут оказаться под угрозой. В то же время роста цен на молочную продукцию внутри России Марина Каган не ожидает. «Падение доходов населения уже сократило внутренний рынок молока примерно на 10%, и увеличение розничных цен в таких условиях было бы самоубийственным для производителей», – считает она.