Геннадий Онищенко накапливает опыт применения санкций в торговых войнах.
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)
Между Россией и Белоруссией разгорается торговая и информационная война. В ответ на прозвучавшие на днях обвинения со стороны президента Белоруссии Александра Лукашенко в том, что Москва отталкивает его страну, препятствует созданию Союзного государства и дискриминирует белорусских производителей при распределении госзаказов, Россия нанесла удар по экономическим интересам партнера.
В субботу главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко объявил о введении запрета на ввоз в Россию 499 видов молочной продукции из Белоруссии. Формальным поводом стал тот факт, что белорусские предприятия не переоформили документы на поставки молочной продукции в Россию в соответствии с техрегламентом, вступившим в силу в РФ в декабре 2008 года.
Санкции последовали несмотря на то, что накануне главы минсельхозов двух стран договорились о сокращении поставок в текущем году на российский рынок белорусского сухого молока – со 110 до 70 тыс. тонн, и об увеличении поставок белорусского сыра и творога со 100 до 132 тыс. тонн.
Онищенко не в первый раз оказывается вовлеченным в торговые войны. Ранее он вводил запрет на экспорт в Россию грузинского и молдавского вина, плодоовощной продукции и минеральной воды «Боржоми». Онищенко традиционно открестился от политической мотивации своих решений.
В свою очередь, белорусский вице-премьер Иван Бамбиза поспешил заверить: «Нет никакой торговой – ни молочной, ни мясной – войны. Есть повседневная работа по приведению разрешительных документов в соответствие с регламентом Российской Федерации». По его словам, белорусские предприятия проморгали с оформлением разрешительных документов: соответствующие обращения ими направлены в Роспотребнадзор, однако подтверждение пока не получено.
Следует отметить подчеркнутую политкорректность белорусского чиновника, не заинтересованного в разжигании конфликта. В то же время Александр Лукашенко в пятницу поставил под сомнение целесообразность интеграционных процессов в рамках создания Союзного государства России и Белоруссии. «Мы сегодня потеряли наполовину рынок Российской Федерации. Ну ладно, были бы у вас свои излишки, не так было бы обидно. Но у вас же их нет. Почему вы поступили в отношении нас таким образом? Встает вопрос: кому надо такое Союзное государство?» – заявил Лукашенко. По его мнению, политика Москвы в отношении Минска последовательно выталкивает с российского рынка белорусские товары.
Заочно оппонировал белорусскому лидеру премьер РФ Владимир Путин. Проводя в пятницу в Белгороде совещание по проблемам развития АПК, он дал понять, что Россия готова принять жесткие меры по защите своих сельхозпроизводителей, жалующихся на засилье дешевого белорусского молока, хлеба, мяса. При этом Путин объяснил причины белорусского «экономического чуда»: дотации, которые Минск предоставляет своим производителям молока, достигают 24%, в то время как в России они ограничиваются 3%.
Путин также сказал, что данная тема затрагивалась им при общении с белорусскими партнерами, которые подтвердили готовность обсуждать вопрос о дотациях. Впрочем, он добавил: «Я хорошо знаю, в каком режиме эти подходы вырабатываются с нашими коллегами. Это может быть долго. Поэтому я дал указание Таможенной службе сформулировать предложения, которые бы позволили нам создать необходимые условия для ведения этого переговорного процесса».
В то же время Лукашенко напомнил российским журналистам, что с западного направления Москву защищает Белоруссия, но и попытался конвертировать союзнические обязательства в деньги. «Если уж говорить об обороне: неужели этот вектор вам, россиянам, не важен? Ведь у вас это единственное «окно», «балкон... Вам не важна Беларусь, безразлична? Важна. Кто сегодня выполняет эту функцию, важную функцию? Беларусь: ПВО, армия и так далее. Вы что, считаете, что это забесплатно должно быть?» – вопрошал обиженный Лукашенко.
Между тем российские власти сомневаются не только в качестве белорусского молока, но и в надежности Минска как кредитора. Золотовалютные резервы (ЗВР) Белоруссии на 1 мая составили 3,7 млрд. долл. и были равны сумме внешних заимствований государства, произведенных за последние несколько месяцев. «Если бы Белоруссия не получила от России и МВФ эти средства, то золотовалютные резервы не смогли бы сохраниться и обеспечить внешнеторговый баланс», – не преминул уколоть Минск Алексей Кудрин.
По его мнению, вопрос о платежеспособности Белоруссии остается открытым. В первом квартале 2009 года внешний госдолг Белоруссии вырос на 34% – до 5 млрд. долл., и для сохранения ЗВР во втором полугодии Минску необходимо будет взять новые кредиты. 1,6 млрд. долл. Белоруссия рассчитывает получить у МВФ и 0,5 млрд. долл. – последняя часть российского госкредита на 2 млрд. долл. Выделение этих денег, кажется, поставлены Кудриным под сомнение.
Впрочем, эксперты не склонны драматизировать ситуацию. Отношения между Москвой и Минском не раз проходили аналогичные проверки, но стороны объективно заинтересованы друг в друге, окончательного разрыва не произойдет. Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин сравнил эти отношения с бесконечным сериалом, в котором есть свои компромиссы, скандалы, упреки и примирения. «Россия относится к этому союзу, как и Белоруссия, прагматично», – говорит эксперт.
Риторика о «славянском братстве», «создании единого государства» и т.п. была нужна первому президенту России Борису Ельцину в доказательство его патриотизма, в свою очередь, Лукашенко рассчитывал быть приглашенным в Кремль в качестве преемника, не случайно его фамилия фигурировала в тогдашних президентских рейтингах России, напомнил Макаркин. Но сегодня в двустороннем диалоге идет едва прикрытый торг за каждую позицию. В этом процессе, считает политолог, все имеет свою цену. Например, Москва – госкредит Минску, Минск подписывает соглашение о создании совместных ПВО и т.д.
«У России в мире не так много партнеров и союзников, чтобы разбрасываться ими. И Лукашенко этим умело пользуется, шантажируя Запад Россией, а Россию Западом», – говорит президент Центра политической конъюнктуры Константин Симонов. Минск получает от Москвы кредиты, таможенные льготы, преференции в экономическом сотрудничестве. При этом, отмечает эксперт, по сути, ни один крупный проект в Белоруссии, в котором заинтересованы российские компании, до сих пор не реализован. «У нас четкой позиции в отношении Минска нет. Мы плывем по течению», – считает Симонов. В данном случае, по мнению эксперта, Лукашенко перегнул палку, резко высказавшись в отношении российских министров, и Москва решила поставить его на место.
Эксперты считают, что вслед за обострением противоречий между Москвой и Минском последует их сглаживание со взаимными уступками и компромиссами. Наиболее благоприятным поводом для такого развития событий они считают празднование в начале июля в Белоруссии 65-летия освобождения территории страны от немецко-фашистских захватчиков, на которое приглашен президент РФ Дмитрий Медведев.