Цифры главы Росстата Владимира Соколина вновь разошлись с ожиданиями правительства.
Фото Григория Тамбулова (НГ-фото)
Российская экономика падает сильнее, чем ожидало правительство, даже несмотря на то что цены на нефть оказались на значительно более высоком уровне, чем закладывалось в расчеты. В пятницу Росстат сообщил, что физические объемы ВВП в первом квартале снизились на 9,5%, тогда как в январе Минэкономразвития рассчитывало на спад по итогам квартала в 5–6%. При этом цена барреля нефти – одного из главных системообразующих показателей отечественной экономики – по итогам квартала оказалась на уровне 43 долл. против 41 долл., на который рассчитывали власти. Если бы нефть стоила дешевле, то и спад ВВП был бы более значительным.
Физические объемы ВВП в январе–марте, по предварительной оценке Росстата, упали на 9,5% по сравнению с первым и на 23,2% – с четвертым кварталами прошлого года. До последнего времени правительство не ожидало столь резкого падения. По опубликованному в январе прогнозу Минэкономразвития, в 2009 году при средней цене нефти марки Urals в 41 долл. за баррель российский ВВП должен сократиться за год на 2,2%. Однако в первом квартале баррель Urals стоил дороже – около 43 долл., а ВВП упал значительно сильнее январских расчетов.
Такие парадоксальные ошибки в прогнозах независимые эксперты объясняют применением непригодных методик. «Минэкономразвития, Минфин и Росстат используют сегодня устаревшие модели, которые хорошо подходят для описания роста экономики в начале десятилетия, но совершенно не адаптированы к условиям кризиса», – поясняет руководитель консалтинговой компании «Неокон» Михаил Хазин. Использование старых моделей, по его словам, сильно приуменьшает масштаб кризиса и фактически ослабляет антикризисные меры, которые не учитывают реальной глубины спада. Не работают в условиях кризиса и расчеты на основании данных предыдущих кварталов. «В январе ведомства использовали в расчетах данные сентября, когда открытая фаза кризиса не началась. В результате даже в начале года правительство как бы не замечало падения экономики, которое достигло почти 10% в годовом измерении», – считает Хазин.
Между тем правительство готовит очередную версию макроэкономического прогноза на 2009–2011 годы, в котором будут учтены тревожные данные первого квартала.
Знакомый с этими разработками чиновник сообщил в пятницу Интерфаксу, что Минэкономразвития снизило показатель роста ВВП на 2010–2012 годы. По оптимистичному сценарию, экономика РФ в 2010 году вырастет на 0,5% вместо ранее запланированных 3,8%. В 2011 году рост ВВП в оптимистическом сценарии составит 3,4% вместо ожидавшихся ранее 4%. На 2012 год прогноз роста ВВП также понижен – с 4,9 до 4,4%.
По пессимистическому сценарию, российская экономика в 2010 году снизится на 0,9%, тогда как ранее планировался рост на 2,8%. В 2011 году при пессимистическом сценарии рост составит 1,9% вместо ожидавшихся ранее 3,3%. На 2012 год в пессимистичном сценарии прогноз роста ВВП снижен с 4 до 3,2%. В 2009 году российский ВВП, по расчетам Минэкономразвития, снизится на 6–8% в зависимости от реализации варианта развития экономики. В 2008 году ВВП России, согласно данным Росстата, вырос на 6,5%, в 2007 году – на 8,1%.
Отдельные независимые экономисты не исключают и значительно более глубокого падения экономики уже в этом году. «По нашим расчетам российский ВВП сократится по итогам 2009 года примерно на 25% в натуральном выражении и примерно на 40% в долларовом измерении», – сообщил Михаил Хазин. Недооценка же кризиса со стороны правительства приведет к тому, что резервы государства будут расходоваться значительно быстрее, чем ожидают власти.
Другие эксперты смотрят на кризисную ситуацию в экономике гораздо оптимистичнее. «Прогноз спада ВВП на уровне 6–8% по итогам года фактически означает, что Минэкономразвития не очень верит в результативность антикризисных мер и закладывает крайне вялый рост на все оставшиеся месяцы до конца года. Кроме того, в этом прогнозе фактически тиражируется вялая динамика роста 2008 года, которая переносится и на 2009 год», – считает главный экономист «Тройки-Диалог» Евгений Гавриленков. Однако, по словам экономиста, ситуация может развиваться гораздо лучше. В частности, возможно, получат развитие признаки стабилизации и роста, которые можно было увидеть по итогам февраля–марта, когда месячные показатели спада производства в некоторых секторах стабилизировались.