Что бы ни случилось с крупными предприятиями, население не перестанет ремонтировать обувь.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Сегодня глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина должна представить на рассмотрение президиума правительства разработанный в ее ведомстве проект развития малого и среднего бизнеса. Он предусматривает ряд мер, направленных на резкое увеличение доли малого бизнеса в экономике страны. В частности, к 2012 году вклад малых и средних предприятий в ВВП страны должен вырасти с нынешних 21 до 32%. Независимые эксперты считают, что поставленные цели в условиях кризиса и наращивания государственного участия в экономике выполнимы лишь при одном условии – резком падении производства на крупных предприятиях.
Проект развития малого и среднего бизнеса в России, по признанию самих чиновников, носит достаточно общий характер. Как подтвердил «НГ» источник в Белом доме, этот документ следует воспринимать скорее как декларацию о намерениях власти оказать в период с 2009 по 2012 год поддержку предпринимательской активности в стране. Впрочем, в проекте все-таки указаны некие цели, на которые в ближайшие три года федеральный, региональные и муниципальные бюджеты должны потратить 924 млрд. руб.
Средства будут направляться на выполнение 11 задач, отнесенных Минэкономразвития к главным приоритетам поддержки малого и среднего бизнеса в России. Деньги планируется потратить в том числе и на пропаганду – в общей сложности более 700 млн. руб. Некоторые меры поддержки малого и среднего бизнеса для бюджета не будут особо обременительны. В частности, власти берут на себя обязательство обеспечить гарантированный спрос на продукцию и услуги небольших предприятий через механизм государственного и муниципального заказа. Также правительство обещает упростить предпринимателям доступ к объектам недвижимости и инженерной инфраструктуры, снизить их издержки, связанные с госрегулированием, облегчить налоговое бремя.
По оценкам специалистов Минэкономразвития, благодаря реализации этих мер к 2012 году доля работающих на малых и средних предприятиях вырастет с 13 до 28% от общего числа экономически активного населения страны. При этом вклад малого и среднего бизнеса в ВВП страны увеличится с сегодняшних 21 до 32%. И этот прорыв, по расчетам чиновников, должен быть осуществлен за счет резкого – с 28 до 50% – увеличения оборота малых и средних предприятий, связанных с промпроизводством и ориентированных на инновационные технологии.
Таким образом, экономика России в течение короткого периода времени должна будет изменить свою структуру. Если сейчас основной вклад в формирование ВВП вносят несколько крупнейших компаний преимущественно сырьевого сектора, то в скором времени у них может появиться конкурент в лице малого и среднего бизнеса.
Независимые эксперты скептически оценивают планы правительства по резкому увеличению доли малого бизнеса в ВВП. Директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев напомнил, что программы поддержки малого бизнеса принимаются правительством из года в год, но ситуация не меняется. Для повышения предпринимательской активности, по его мнению, в современных условиях требуются не столько преференции по госзаказу и т.п., что предлагает Минэкономразвития, сколько неординарные шаги, например, принятие решения о введении на год-полтора режима полной свободы предпринимательской деятельности для субъектов малого бизнеса. В 90-х годах прошлого века указ о свободе торговли стал мощнейшим стимулом для рынка. Однако, признает Николаев, сегодня государство явно не готово решиться на такой шаг.
Расчеты на повышение вклада малого и среднего бизнеса в ВВП от 21 до 32% эксперт назвал «утопией». «С чего это вдруг мы получим такой рост в условиях углубляющегося кризиса и продолжающегося усиления присутствия государства в экономике?» – недоумевает Николаев. Впрочем, теоретически такой результат можно достичь, но вряд ли за счет резкого роста абсолютных показателей малого бизнеса. По мнению Николаева, если доля малого бизнеса в ВВП и увеличится до планируемых высот, то произойдет это только при условии резкого падения из-за кризиса производственных показателей у ведущих российских компаний. Сегодня малый бизнес в стране представлен прежде всего в секторе торговли и бытовых услуг, которые даже при худших сценариях развития кризиса имеют шанс сохранить свое присутствие на рынке. Ходить в магазины за продуктами и одеждой люди не перестанут, даже если закроются и сократят производство многие крупные предприятия.