Секретарь Совбеза Николай Патрушев передал Дмитрию Медведеву на подпись утопичный и устаревший документ.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Вчера пресс-служба Совета безопасности РФ сообщила о том, что накануне президент Дмитрий Медведев утвердил «Стратегию национальной безопасности России до 2020 года». Этот документ даже при беглом взгляде поражает противоречивостью и расхождением с суровой реальностью. В частности, несмотря на кризис, усиливающуюся технологическую отсталость и зависимость страны от экспорта сырья, стратегия обещает вхождение страны в среднесрочной перспективе в пятерку самых крупных технологически развитых экономик мира. Президент подписал документ, несмотря на то что сам же на днях признал провал в преодолении сырьевой зависимости и переходе на инновационную модель развития.
Стратегическими целями национальной безопасности документ объявляет вхождение в пятерку стран – лидеров по объему валового внутреннего продукта в среднесрочной перспективе. При этом экономический рост в России, по мнению авторов стратегии, «достигается путем развития национальной инновационной системы», а также технологической модернизации экономики. Главной стратегической угрозой для экономики названо «сохранение экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики».
Между тем строительство «национальной инновационной системы» и преодоление сырьевой зависимости не особенно удавалось правительству в последние годы. А резкое падение инвестиций в условиях кризиса практически не оставляет шансов для технологической модернизации в краткосрочной и среднесрочной перспективах. Признает эти провалы и президент. «Все наши попытки создать в России современное информационное общество, начать развиваться по линии инновационной экономики, если говорить по-честному, на мой взгляд, пока к особым успехам не привели», – заявил Дмитрий Медведев на прошедшей 6 мая встрече с чемпионами мира по программированию.
Столь же призрачной в условиях кризиса становится и задача опережающего увеличения ВВП, который вместо роста падает со скоростью почти 9%. Год назад тогда еще кандидат в премьеры Владимир Путин уверял, что в 2008 году Россия способна обойти по объему ВВП такую страну «большой восьмерки», как Великобритания, и подняться в списке крупнейших экономик с седьмого на шестое место в мире (см. «НГ» от 12.05.08). Однако, по данным международных сопоставлений, объявленный Путиным подъем в списке крупнейших экономик в 2008 году так и не состоялся. В частности, по данным ЦРУ США, российский ВВП остался на седьмой позиции (2,225 трлн. долл. по паритету покупательной способности), не опередив ВВП Великобритании (2,231 трлн. долл.).
По душевому же ВВП Россия заметно отстает от Барбадоса, Пуэрто-Рико и Сейшел и занимает 74-е место в мире. Учитывая последствия кризиса, здесь выход в пятерку стран-лидеров нашей стране в обозримом будущем не грозит.
Удивительными выглядят и такие стратегические цели национальной безопасности, как стабилизация численности населения в среднесрочной перспективе, а в долгосрочной перспективе – коренное улучшение демографической ситуации. На сегодня Россия является одной из самых быстро вымирающих стран в мире, население которой сокращается на 0,47% в год. По темпам сокращения населения Россия находится на 228-м из 235 стран (по данным ЦРУ The World Factbook). Кроме того, родившиеся в 2009 году россияне проживут около 66 лет, что ниже среднемирового уровня. Рассчитывать на стабилизацию численности населения в таких условиях крайне рискованно.
Обещание Владимира Путина удвоить ВВП и обогнать по этому показателю Великобританию все еще не сбылось. Фото Александра Шалгина (НГ-фото) |
Примечательно, что кроме полуфантастических целей на будущее стратегия содержит вполне конкретную критику экономической политики последних лет. Так, состояние национальной безопасности предлагается отслеживать по текущей инфляции, объему расходов на здравоохранение, образование и науку, а также по степени расслоения общества – то есть по соотношению доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченных граждан. Между тем борьба с инфляцией, рост расходов на образование или борьба с нарастающим расслоением явно не входили в список приоритетов для власти. На практике соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченных граждан, по данным Росстата, в последние годы стабильно нарастало – с 13,9 раза в 2000 году до 16,8 в 2007 году. Практически не опускалась ниже 10% в России и инфляция. После снижения индекса потребительских цен с 20,2% в 2000 году до 9% в 2006-м правительство фактически смирилось с ростом инфляции до 11,9% в 2007-м и до 13,9% в 2008-м. В соответствии с новой «Стратегией безопасности» такие действия властей теперь можно отнести к списку национальных угроз. Кстати, по данным ЦРУ за 2008 год, Россия по темпам инфляции находится на 186-м месте в мире среди 220 сопоставляемых стран.
Низкий уровень бюджетного финансирования образования также не является случайной ошибкой правительства и, следовательно, может быть отнесен к сознательному нанесению ущерба стране. По данным ЦРУ, по доле расходов на образование Россия занимает лишь 117-е место в мире, уступая, в частности, не только развитым странам, но и Туркмении, Панаме и Сьерра Лионе. Совокупные расходы на образование в России составляют, по данным американской разведки, около 3,8% ВВП, что точно соответствует аналогичным показателям Габона, Гондураса и Руанды. Для сравнения – расходы на образование в Норвегии и Швеции достигают 7,1–7,2% ВВП, а в США и Франции – 5,3 и 5,7% ВВП соответственно.
Остается только гадать, чем руководствовались составители столь сильно расходящейся с действительностью стратегии и подписывавший ее президент.
Странности «Стратегии» эксперты объясняют длительным периодом бюрократической работы над документом, который не позволил учесть последствия кризиса. «Подобного рода документы готовятся годами, и авторы, возможно, решили не делать явных поправок на кризис. Хотя кризисное падение экономики в 2008–2009 годах наверняка существенно изменит экономическую траекторию России до 2020 года», – считает директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев.
В то же время глава комитета Торгово-промышленной палаты по инвестиционной политике Антон Данилов-Данильян считает, что новый текст «Стратегии» гораздо ближе к реальности, чем предыдущие аналогичные документы. «Текст стратегии безопасности фактически приведен в соответствие с утвержденной долгосрочной Концепцией развития до 2020 года», – отмечает Данилов-Данильян.