0
3312
Газета Экономика Интернет-версия

27.04.2009 00:00:00

Три удара по "Газпрому"

Тэги: газпром, ес, туркмения


газпром, ес, туркмения Присутствие Игоря Сечина в Ашхабаде не помешало руководству Туркменистана заявить о поддержке проекта Nabucco.
Фото Григория Тамбулова (НГ-фото)

Попытки «Газпрома» упрочить позиции на рынке снабжения Европы газом трещат по всем направлениям. Концерн ухитрился рассориться не только с проблемными странами-транзитерами вроде Украины, но и с ведущими зарубежными поставщиками и потребителями газа. В субботу на энергетическом саммите в Софии ему было отказано во включении газопровода «Южный поток» в число приоритетных проектов Евросоюза, а днем ранее руководство Туркменистана открыто заявило о поддержке проекта строительства альтернативного российскому газопровода Nabucco.

На минувшей неделе по международным позициям «Газпрома» было нанесено три чувствительных удара. Первый и самый существенный из них нанес Европарламент, который 22 апреля принял третий «энергетический пакет» плана либерализации энергорынка Европы. Он ставит под большой вопрос попытки «Газпрома» дойти до конечного потребителя в европейских странах. Следом, 24 апреля, руководство Туркменистана в присутствии представительной российской делегации открыто заявило о поддержке проекта строительства в Европу газопровода Nabucco. А 25 апреля на международном энергетическом саммите в Софии вопреки всем усилиям «Газпрому» не удалось добиться включения Евросоюзом «Южного потока» в число приоритетных проектов. Поражение на всех международных фронтах может означать крах концепции зарубежной экспансии концерна.

Принятый 22 апреля в Страсбурге документ описывает новые правила игры на европейском газовом рынке. В нем отмечается, что власти каждой из европейских стран могут отказать компании в праве вхождения на ее внутренний рынок в двух случаях: если эта компания не отвечает требованиям разделения добычи и транспорта или если ее появление на рынке может угрожать энергобезопасности членов Евросоюза. Оба этих условия в той или иной степени напрямую затрагивают «Газпром», который до сих пор не расстался с мыслью выйти на прямые поставки своей продукции конечным европейским потребителям.

Второй удар «Газпром» получил в ходе международной конференции «Надежный и стабильный транзит энергоносителей, его роль в обеспечении устойчивого развития международного сотрудничества» в Ашхабаде, прошедшей 24 апреля.

В ходе форума президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов фактически поддержал проект альтернативного российскому европейского газопровода Nabucco, несмотря на присутствие внушительной российской делегации во главе с первым вице-премьером Игорем Сечиным. «Туркменистану необходимо создать новую систему отношений с Европой, – заявил Бердымухамедов. – В нынешней ситуации диверсификация энергетических потоков и включение новых стран в географию экспортных маршрутов может способствовать стабилизации глобальной экономики». Судя по всему, случившаяся 9 апреля авария на газопроводе «Северная Азия – Центр-4», после которой поставки туркменского газа в сторону России и далее не возобновились, позволила туркменскому руководству более свободно чувствовать себя в отношении ранее данных обязательств.

Третий удар «Газпром» и Россия получили в пятницу в Софии, в ходе международного энергетического саммита. Его участники, и в первую очередь Болгария, не стали давать никаких особых гарантий поддержки российскому «Южному потоку», уравняв его в правах с тем же Nabucco.

Эксперты отмечают, что по интересам «Газпрома» всего за неделю был нанесен целый ряд чувствительных ударов. «Мягко говоря, «Газпром» может в итоге потерять сразу два своих проекта – «Северный» и «Южный поток», где российский концерн владеет контрольными пакетами, поскольку серьезным препятствием станут антимонопольные законы ЕС, – считает партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин. – Не исключено, что в итоге его заставят продавать газ на границе, а не внутри Евросоюза. И это гораздо более серьезная угроза, поскольку успех в этой битве для «Газпрома» совершенно не гарантирован». По мнению эксперта, рынок ЕС должен быть приведен в соответствие с новыми правилами уже через 1,5 года, и тогда «Газпрому» ловить будет нечего: либо становиться открытой для конкуренции компанией, либо искать обходные пути. «Естественно, что сейчас начнется лихорадочная работа по созданию фиктивных или подставных фирм, дабы не выглядеть в глазах европейцев страшным монстром, – полагает аналитик. – Насколько успешной будет эта работа – покажет время, но перспективы на внешнем фронте у «Газпрома» неважные┘»


Глава «Газпрома» Алексей Миллер не находит взаимопонимания с ключевыми партнерами концерна в Европе и Азии.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

В свою очередь, ведущий аналитик ИК «Файненшл Бридж» Дмитрий Александров также считает, что последние события успехом для «Газпрома» назвать нельзя. «Что касается Туркмении, то стало понятно, что Гурбангулы Бердымухамедов не собирается привязываться только лишь к России и продолжает позиционировать себя как независимого поставщика газа и нефти в силу того, что у Европы существует маниакальная страсть к снижению зависимости от России, – отмечает Александров. – Но в поведении «Газпрома» в отношении Туркменистана существует некая чересчур амбициозная политика российской стороны, которая в результате выходит ему боком». Пока что это не стратегическое поражение, поскольку Nabucco никто форсированно финансировать не будет, считает эксперт. Но с другой стороны – это сигнал к тому, что действовать на этом направлении следует все более осторожно. «Туркменистан может разорвать любые существующие договоренности, и что – России в этом случае нужно будет инициировать вхождение в Ашхабад войск ОДКБ?» – восклицает аналитик.

С Софией, по его мнению, также все более или менее понятно. «Газпром» пытался внести проект «Южный поток» в список стратегических проектов, – отмечает Александров. – При этом изначально было понятно, что на 99,9% этого не случилось бы. В этом проекте Европа кровно с точки зрения экономики не заинтересована. Тогда как для «Газпрома» – наоборот. В сухом остатке можем сказать, что сохранился статус-кво – ни отказа, ни поддержки проект «Южный поток» не получил. Что же – ничего страшного – «Северный поток» находится в таком же положении». В этой ситуации, как считает эксперт, гораздо эффективнее вести двусторонние переговоры, хотя остальным членам ЕС это и было бы неприятно. По крайней мере такие сделки у «Газпрома» пока получаются.

Эксперты отмечают, что на европейцев крайне негативное впечатление произвел разгоревшийся в январе газовый конфликт Москвы и Киева, в ходе которого были перекрыты поставки российского топлива в 22 страны Евросоюза по украинскому маршруту. Москве не удалось убедить европейцев в том, что январский конфликт был вызван объективными причинами, а не желанием наказать Украину и напугать европейцев нестабильностью существующих путей транзита, а также получить контроль за украинской газотранспортной системой. В этих условиях Москве сложно рассчитывать на поддержку Евросоюзом инициатив по усилению позиций в Европе.

Продолжение темы


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
282
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
319
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
452
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
384

Другие новости