0
2076
Газета Экономика Интернет-версия

20.04.2009 00:00:00

Тенге получит миллиардную поддержку

Тэги: казахстан, китай, кредит


казахстан, китай, кредит Нурсултан Назарбаев получил помощь в Китае.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Испытывающая проблемы финансовая система Казахстана получила важную поддержку. В пятницу в ходе визита в Китай президента Казахстана Нурсултана Назарбаева был заключен договор о выделении Астане кредита на 10 млрд. долл. Несмотря на то что кредит связанный: 5 млрд. получит «КазМунайГаз», а остальное – Банк развития Казахстана, значительная его часть может быть использована властями для поддержания курса национальной валюты – тенге. Впрочем, эксперты считают, что Казахстан получит лишь краткосрочную передышку и через три-шесть месяцев Астана будет вынуждена вновь девальвировать тенге примерно на 15%.

Кредит предназначен, как пояснило в пятницу агентство Dow Jones со ссылкой на государственное новостное агентство «Казинформ», для того, чтобы «финансировать приобретение совместной с Китаем доли в казахстанской нефтегазовой компании «МангистауМунайГаз» и восполнить дефицит наличных средств в условиях экономического кризиса». Половину из всего объема заемных средств государственной нефтегазовой компании «КазМунайГаз» дает China National Petroleum Corp (CNPC). При этом 5 млрд. – явно избыточно, поскольку, как заявил в пятницу глава китайской компании PetroChina – дочки CNPC – Джанг Джимин, объем сделки по приобретению 50% акций «МангистауМунайГаз» составляет всего 1,4 млрд. долл. Другие 5 млрд. долл. предоставляет Export-Import Bank of China Банку развития Казахстана.

Отметим, что Казахстан в последнее время оказался в весьма непростых условиях: золотовалютные резервы (ЗВР) страны, включая резервы Национального банка и средства, аккумулированные в Национальном фонде республики, в феврале снизились на 9,2% – до 42 млрд. долл. При этом, согласно данным компании 2Trade.ru, по состоянию на середину января валовой внешний долг страны составлял около 106 млрд. долл., увеличившись за минувший год примерно на 10%. В том числе государственный и гарантированный государством долг вырос на 4% – до 2,5 млрд. долл., а долг частного сектора увеличился на 4,6% – до 103,5 млрд. долл. Обязательства компаний перед иностранными ассоциированными предприятиями составляют почти 35 млрд. долл., или 33% ВВП страны. Чтобы отчасти смягчить ситуацию, в феврале власти Казахстана пошли на радикальный шаг, резко, на 20%, девальвировав курс национальной валюты – тенге.

В этой связи эксперты предполагают, что значительная часть китайского кредита будет направлена именно на решение задачи создания некоей «подушки безопасности» и недопущения дальнейшего обрушения тенге по отношению к доллару и евро.

«Впрочем, задача будет не из легких, поскольку китайцы преследуют собственные интересы, стимулируя свой экспорт в Казахстан, и тот факт, что половину кредита дает именно Export-Import Bank of China, говорит о многом, – считает директор департамента финансово-экономической экспертизы компании 2Trade.ru Дмитрий Пушкарев. – Увеличение китайского экспорта в Казахстан может для Астаны иметь положительный эффект благодаря вливанию денежной ликвидности в собственную экономику, но при этом он будет достаточно краткосрочным. При этом средне- и долгосрочный эффекты будут резко отрицательными вследствие вымещения китайским экспортом казахского производителя с внутреннего рынка страны». Банк развития Казахстана может направить полученные 5 млрд. долл. на поддержание тенге и уже в мае может быть отмечено его укрепление на 5–7%, считает эксперт. «Но эти деньги не покроют кредитной задолженности потребителей банковскому сектору, – полагает Пушкарев. – Более того, не исключено, что они послужат дополнительным фактором для развития второй волны финансового кризиса в Казахстане, так что в ближайшие три-шесть месяцев казахстанская валюта может девальвироваться на 15%».

В свою очередь, ведущий аналитик ИК NetTrader Денис Попов более осторожен в своих оценках, полагая, что деньги, полученные от Китая, пойдут в том числе и на рефинансирование внешних долгов казахстанских компаний. «В макроэкономическом плане за счет этих средств будет производиться сбалансирование платежного баланса страны», – считает аналитик. Кроме того, Попов согласен с тем, что часть долларового кредита, предоставленного Китаем, может быть использована для поддержания курса национальной валюты, но не напрямую, поскольку интервенции проводятся Нацбанком, а не Банком развития Казахстана. По его мнению, дальнейшая ситуация в Казахстане будет напрямую зависеть от мировой конъюнктуры цен на углеводороды. «Если цена на нефть и дальше будет держаться выше отметки в 50 долларов за баррель, то этих 5 миллиардов долларов может хватить и до конца года, – отмечает Попов. – Если же цена упадет ниже 40 долларов, то этих средств может не хватить для поддержания курса тенге и на месяц».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Западный бизнес вернется в Россию по тяжелому пути

Западный бизнес вернется в Россию по тяжелому пути

Ольга Соловьева

Отечественным чиновникам предстоит выбирать между интересами производителей и потребителей

0
422
В Коми к выборам применили жесткий бизнес-подход

В Коми к выборам применили жесткий бизнес-подход

Иван Родин

Врио главы республики сокращает расходы админресурса на тройную кампанию

0
312
США отдают Китаю лидерство в климатической повестке

США отдают Китаю лидерство в климатической повестке

Михаил Сергеев

Российский бизнес требует пересмотра участия РФ в Парижском соглашении

0
383
Затраты на защитников по назначению государство считает издержками граждан

Затраты на защитников по назначению государство считает издержками граждан

Екатерина Трифонова

Конституционный суд опять напомнил, что после обвинительного приговора бесплатные адвокаты исчезают

0
395

Другие новости