Сергей Шаталов не видит резервов для поддержания пенсионной системы в нынешнем состоянии.
Фото Григория Тамбулова (НГ-фото)
Финансовый кризис разваливает пенсионную систему, спасти которую не сможет даже правительственный план повышения социального налога. Вчера замминистра финансов Сергей Шаталов объявил, что одобренный премьером Путиным в октябре прошлого года план пенсионной реформы должен быть пересмотрен, поскольку он «не соответствует действительности». Падение зарплат и доходов казны, а также рост теневого сектора разваливает пенсионную систему, которая требует все больших отчислений из госбюджета. Эксперты не исключают повышения пенсионного возраста на фоне кризиса и предупреждают о неизбежном в будущем уменьшении реальных пенсий.
Статс-секретарь – заместитель министра финансов Сергей Шаталов заявил вчера, что в условиях кризиса, возможно, придется пересмотреть принципы пенсионной реформы и реформы единого социального налога, которые по предложению Минздравсоцразвития были одобрены правительством в октябре прошлого года. «Есть основания вернуться к этому вопросу. Принципы, на которых базировалась пенсионная реформа, не полностью соответствуют действительности», – сообщил журналистам Шаталов.
«В том виде, в каком сейчас получается реформа, у пенсионной системы будет большой дефицит, и автономности пенсионной системы не видно», – считает заместитель Алексея Кудрина. При этом Сергей Шаталов подчеркнул, что автономность пенсионной системы является одной из целей реформы.
Сегодня прогнозы по росту зарплат и многие другие цифры, которые были положены в основу решений Владимира Путина, по словам Шаталова, вызывают сомнения и должны быть пересмотрены. Замминистра отметил, что расчеты, учитывающие новые реалии, показывают, что пенсионная система уже не сбалансирована теми решениями, которые предполагались ранее. По словам Шаталова, реформу единого социального налога (ЕСН), на которой базировались все пенсионные изменения, можно передвинуть до окончания кризиса. В то же время замминистра подчеркнул, что официальное решение об отказе от ранее утвержденного плана еще не принято. «Я не могу сказать, что реформа будет пересмотрена», – подчеркнул вчера Шаталов.
Оговорка чиновника уместна, поскольку всего неделю назад глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова уверяла прессу, что правительство не будет пересматривать решение о переходе с уплаты единого социального налога с нынешней ставки в 26% к выплатам страховых взносов в государственные фонды общим размером 34%. «Пока решений никаких нет. Мы сейчас практически завершили подготовку всех необходимых законопроектов», – утверждала Голикова 17 марта. По ее словам, в самое ближайшее время совместно с финансово-экономическим блоком правительства будут вырабатываться приоритеты по бюджетным расходам на период 2010–2012 годов.
В версии Шаталова предстоящие события выглядят иначе. По его словам, вопрос ЕСН будет ключевым при обсуждении основных направлений налоговой политики на 2010–2012 годы. Основные направления налоговой политики на 2010–2012 годы будут обсуждаться у премьера в начале апреля, а затем будут внесены в правительство. Ранее Шаталов говорил, что правительство весной 2009 года может рассмотреть вопрос о переносе срока замены ЕСН на страховые платежи, а также о ставках этих платежей. Взнос на пенсионное страхование будет установлен на уровне 26%, на обязательное медицинское страхование – 5,1%, социальное страхование – 2,9%. Однако взносы будут взиматься не со всего фонда оплаты труда, а с годовой зарплаты сотрудника до 415 тыс. рублей в год.
Эксперты считают, что падение «белых» зарплат неизбежно ударит по пенсионной системе. Чтобы ее поддержать, властям придется выбирать из крайне непопулярных решений: сократить реальные пенсии, поднять пенсионный возраст, увеличить налоги или увеличить отчисления резервов в бюджет Пенсионного фонда России (ПФР).
При этом, по мнению экспертов, Фонд национального благосостояния (ФНБ) не сможет долго поддерживать дефицит пенсионной системы и будет израсходован в течение нескольких лет. «При плохом сценарии ФНБ будет потрачен всего за два года, и государство лишится возможности поддерживать пенсионную систему», – считает замдиректора НИИ труда и социального страхования Валентин Роик. По его словам, правительство упустило время для относительно безболезненной пенсионной реформы, в том числе и благодаря усилиям Минфина, который фактически поддерживал дефицит Пенсионного фонда.
В проекте бюджета-2009 трансферт ПФР увеличен на 316 млрд. руб., а в Фонде национального благосостояния, по состоянию на 1 марта, формально числилось 2995,5 млрд. руб. Правда, 417,1 млрд. руб. из них было переведено на депозиты в ВЭБ, который потратил часть этих денег на поддержку фондового рынка.
Для спасения пенсионной системы Валентин Роик предлагает резко повысить минимальную зарплату, что должно обеспечить рост платежей в ПФР. «Если отказаться от обязательной накопительной части пенсии, мы сможем создать сбалансированную распределительную пенсионную систему по образцу современных европейских стран», – уверен эксперт.
«Сохранение обязательной накопительной пенсии, в которой теряются отчисления работающих граждан, аморально», – соглашается директор «Независимого актуарного информационно-аналитического центра» Валерий Баскаков. По его словам, пенсионная система неизбежно столкнется с потерей доходов из-за кризиса. При этом увеличение пенсионного возраста для компенсации потерь может стать самым простым, но неэффективным решением. «В период кризиса резкое увеличение возраста выхода на пенсию при снижении занятости может привести только к росту расходов государства на выплату пособий по безработице», – предупреждает Баскаков.