Покупая одежду не в магазинах, а на барахолках, можно сэкономить немалые суммы.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
Растет число россиян, которые не в состоянии поддерживать привычный образ жизни и вынуждены экономить на самом необходимом, включая еду, одежду и лекарства. В частности, половине населения приходится экономить даже на продуктах питания. Такие данные обнародовал вчера Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Эксперты предупреждают, что из-за углубляющегося кризиса уровень материального благосостояния граждан будет и дальше снижаться.
Экономический кризис повлиял на потребительское поведение, доходы и расходы россиян. По словам гендиректора ВЦИОМа Валерия Федорова, за последние полгода индекс оценки материального положения населения, характеризующий удовлетворенность граждан своим благосостоянием, опустился с 60 до 35 пунктов.
При этом ситуация ухудшается, так как еще в январе он составлял 43 пункта. Почти в два раза – с 8% до 14% – с февраля 2008-го по февраль 2009 года выросло число россиян, находящихся за чертой бедности, в семьях которых зарплат и пенсий не хватает даже на продукты. По данным ВЦИОМа, в феврале более половины населения России (56%) заявили об уменьшение доходов. С 68% (февраль 2008 года) до 72% (февраль 2009 года) выросла доля россиян, которые вообще не делают денежных накоплений.
По словам Федорова, сегодня люди вынуждены расходовать деньги, накопленные в годы экономической стабильности. Кризис заставляет их экономить буквально на всем. Половина россиян сокращает затраты на продукты питания, 42% – на одежду и обувь, 30% – на развлечения, 29% – на отдых и отпуск. Почти каждый четвертый отказывает себе в лечении и приобретении лекарств. При этом каждый пятый откладывает до лучших времен приобретение дорогостоящей бытовой техники и 18% недвижимости и автомобилей. Об экономии такого рода заявили даже представители среднего класса, доходы которых позволяют строить планы улучшения жилищных условий, покупки автомобилей и т.п.
Точность пессимистических оценок ВЦИОМа подтверждается данными Росстата, согласно которым только за февраль 2009 года уровень общей безработицы вырос до 8,5% экономически активного населения, или 6,4 млн. человек, с 8,1% (6,1 млн.) в январе текущего года. Одновременно с этим в феврале по сравнению с аналогичным периодом 2008 года на 4,7% сократились реальные доходы россиян. В результате за первые два месяца 2009 года доходы населения по отношению к тому же периоду 2008 года снизились на 7,2%.
Эксперты предсказывают дальнейшее ухудшение материального положения граждан. По мнению директора Института социально-экономических проблем народонаселения РАН Алексея Шевлякова, реальная инфляция будет в этом году в среднем не ниже 20%, а для беднейших слоев населения, в структуре расходов которых траты на продукты питания составляют 70%, она окажется на уровне 40–50%. «Обещанная государством индексация пенсий и пособий не покроет этот рост», – говорит ученый.
Официальная статистика признает, что 20% москвичей живут за чертой бедности. Однако если переходить на западные стандарты, то получается, что к этой категории относятся 50–60% жителей столицы. «У нас, даже если человек работает, не факт, что он не будет бедным», – отмечает Шевляков. В этих условиях даже тотальная экономия в расходах на продукты и лекарства не спасает россиян от обнищания.
Руководитель Центра инвестиционного мониторинга и прогнозирования Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН Яков Дубенецкий солидарен с коллегой. «В России подавляюще бедное население и разваленная, однобокая (ориентированная на экспорт углеводородов и сырья) экономика, которой управляют люди дилетантского порядка, не чувствующие глубины проблем», – считает эксперт. Кризис только усугубил ситуацию, показав, что устойчивого спроса на внутреннем рынке, в том числе потребительском, у нас за годы реформ не создано. Между тем именно внутренний спрос, обеспечиваемый за счет высоких зарплат и пенсий, гарантирует нормальное развитие всех отраслей экономики – от легкой и пищевой промышленности до машиностроения, резюмировал Дубенецкий.