Российская экономика как минимум на ближайшие три года оказалась в опасной ловушке. Спасая от банкротства целые отрасли и отдельные предприятия, государство вынуждено наращивать в них свое присутствие, заявил вчера вице-премьер – министр финансов Алексей Кудрин. Такая политика, с одной стороны, не дает погибнуть, а с другой – препятствует оздоровлению проблемных отраслей, так как государство считается крайне неэффективным собственником. В то же время, по словам Кудрина, до окончания кризиса государство не сможет сократить свою долю в экономике.
«По сути, государство должно сократить свое участие в хозяйственной деятельности в ближайшие годы», – заявил Алексей Кудрин с трибуны экономического форума Global Investment and Finance.
По его словам, сейчас государство наращивает присутствие главным образом на терпящих бедствие предприятиях оборонно-промышленного комплекса. «В уставный капитал других компаний мы не входим», – подчеркнул вице-премьер.
Впрочем, в антикризисной стратегии властей нет правил без исключений. В кулуарах форума Кудрин признался, что сейчас правительство рассматривает возможность усиления участия государства в капитале ведущих банков. «Но только по мере необходимости», – уточнил министр. При этом он прояснил временные перспективы снижения государственного участия в экономике. Оказалось, что под «ближайшими годами» глава Минфина понимает дальний рубеж. «Когда восстановятся рынки и когда рынки будут ликвидными, государство снизит свою долю в экономике», – сказал Кудрин, добавив, что это может произойти «за пределами ближайшей трехлетки».
Главный экономист инвестиционной компании «Тройка Диалог» Евгений Гавриленков готов подписаться под словами Кудрина о необходимости ухода государства из прямой хозяйственной деятельности. По его мнению, государство должно сохранить присутствие в социальной сфере, инфраструктурных проектах и еще двух-трех отраслях, например в космической. Поддержка же станкостроения или судостроения через создание госкомпаний и госкорпораций может быть чревата для этих отраслей, поскольку кризис не окажет на отечественную экономику оздоравливающего эффекта. В результате в стране сохранятся производства, но эти производства как были, так и останутся неконкурентоспособными не только на мировом, но и на внутреннем рынке. «Госкорпорации не в состоянии ничего производить. Они, как правило, негибкие, неэффективные. И они отомрут, как только у государства кончатся деньги», – считает Гавриленков.
Приход государства в банковский сектор, когда правительство будет вынуждено заняться спасением крупнейших кредитных учреждений, о чем говорил Кудрин, будет тоже следствием госполитики по кредитованию реального сектора экономики. Банковский аналитик ФК «Уралсиб» Леонид Слипченко напомнил, что по итогам 2008 года российские банки зафиксировали рост «плохих долгов» на уровне 2,5% (3,7% в рознице и 1,2% в корпоративном секторе). Прогноз на текущий год тревожный. Государство всячески стимулирует госбанки и коммерческие банки, получившие господдержку, к кредитованию реального сектора экономики, не обращая внимания на существующие риски. В итоге рост просроченной задолженности у банков прогнозируется к концу года на уровне 10% объема выданных кредитов, говорит эксперт. При таком раскладе кредитным учреждениям и потребуется госпомощь. Слипченко полагает, что о полной национализации банков речи не идет. В то же время он не исключает дальнейшего усиления роли государства на рынке банковских услуг, в том числе за счет усиления позиций госбанков.