Из-за кризиса «Москва-Сити» не скоро примет законченный вид.
Фото с сайта www.federationtower.ru
В воронку кризиса попало не только массовое строительство, но и крупные стройки, которые считались символом экономического подъема России. Вчера вице-губернатор Петербурга Юрий Молчанов объявил о переносе сроков строительства Орловского тоннеля под Невой и Западного скоростного диаметра, которые называли прорывными проектами коммерческого и концессионного строительства. Ранее министр транспорта Игорь Левитин признал наличие финансовых проблем с началом строительства новой трассы Москва–Петербург. А девелоперы башни «Россия» в центре «Москва-Сити» заговорили о замораживании этой символической стройки.
Сроки строительства в Петербурге платной автомагистрали – Западного скоростного диаметра (ЗСД) – переносятся с 2011-го на 2013–2014 годы из-за экономических проблем. Об этом вчера заявил вице-губернатор Северной столицы Юрий Молчанов журналистам. По словам вице-губернатора, в течение 2009–2010 годов строительство ЗСД будет идти только за счет городского и федерального бюджетов. В частности, в текущем году Петербург выделит на строительство 3 млрд. руб., федеральный бюджет – 6 млрд. руб. «В середине 2010 года мы сможем вернуться к вопросу привлечения частных средств в этот проект», – заявил Молчанов. По его словам, «вступление в активную стадию всех концессионных соглашений возможно только при стабилизации экономических условий и появления кредитных средств на международном рынке, то есть не раньше середины 2010 года».
Западный скоростной диаметр должен был связать Большой морской порт Санкт-Петербург и основные транспортные комплексы города с обходной дорогой и выходами в страны Балтии, Скандинавии. Инвестором проекта должен был выступить консорциум «Западный скоростной диаметр – Hевский меридиан», в который вошли французские, немецкие и российские компании. Вице-губернатор напомнил, что к настоящему времени в строительство ЗСД вложено 10 млрд. руб. госсредств. Плата за проезд по трассе предполагалась на уровне до 100 руб. для владельцев легковых автомобилей, 150–300 руб. – для грузовиков.
Ударил кризис и по строительству Орловского тоннеля под Невой, который должен был соединить Смольную и Свердловскую набережные и обеспечить круглосуточное движение автотранспорта даже в навигацию. Этот проект предполагалось реализовывать по схеме частно-государственного партнерства и финансировать за счет средств городского бюджета и инвестфонда РФ, а также частных инвестиций. Вчера Юрий Молчанов заявил, что федеральные средства на это строительство поступят не ранее 2010 года.
Неясны также перспективы начала строительства новой скоростной трассы Москва–Санкт-Петербург. Как заявил в понедельник глава Минтранса Игорь Левитин, 1 июля должно быть подписано концессионное соглашение с группой инвесторов, в которую входит и французская компания Vinci. По словам министра, у инвесторов «есть проблема с курсом доллара» и «этот момент очень волнует инвесторов, чего не было еще несколько месяцев назад».
Под угрозой оказалось и строительство высотной башни «Россия» в международном деловом центре «Москва-Сити». По словам девелопера Шалвы Чигиринского, проект строительства башни может быть заморожен на неопределенный срок. На закрытом совещании у столичного мэра 6 февраля, по сообщению Интерфакса, принято решение переработать проект будущего сооружения и значительно снизить его высоту. Строительство башни «Россия» планировалось завершить к 2012 году. По замыслу главного архитектора проекта Нормана Фостера, «Россия» должна была стать самым высоким зданием в Европе. Высота башни должна была составить 612 м, однако сегодня обсуждается возможность ее снижения на 200 м и более.
Кризис сократил объемы коммерческого строительства в несколько раз, при этом количество бюджетных и коммерческих строек практически сравнялось. «До кризиса количество строек, финансировавшихся за счет федеральных, региональных или местных бюджетов, было до 20% от общего числа, а оставшиеся более 80% финансировались без участия государства. Пока точной статистики нет, но есть основания полагать, что финансирование более половины строек из внебюджетной сферы, из тех 80%, приостановлено», – считает руководитель Федерального центра ценообразования в строительстве Евгений Ермолаев.
Эксперты подтверждают, что поле приложения частных инвестиций в строительстве значительно сократилось. «В условиях кризиса наиболее привлекательными выглядят для инвесторов реальные проекты небольшой площади, с хорошей концепцией, высоким качеством строительства, понятным спросом конечных потребителей площадей», – считает глава аналитического отдела UFG Real Estate Евгений Наумов. Мегапроекты по вводу многих сотен тысяч квадратных метров, по его словам, придется пересмотреть, сократить или разбить на очереди. «Неопределенный спрос, падение арендных ставок и рост ставок по кредитам делают проекты нерентабельными», – отмечает эксперт.