Егор Гайдар не видит оправданий былым надеждам чиновников на то, что мировой кризис не затронет Россию.
Фото Романа Мухаметжанова (НГ-фото)
Все большее число экономистов выражают недовольство антикризисными действиями правительства Владимира Путина. Вчера с критикой в адрес Белого дома выступил не только традиционно критически настроенный бывший и.о. премьера Егор Гайдар, но и консультанты президента Дмитрия Медведева из Института современного развития (ИНСОР), что придает этим обвинениям не только экономическую, но и политическую окраску. В вину правительству ставятся разбазаривание валютных резервов, нежелание ограничивать бюджетные расходы и вернуться к отложенным реформам, неспособность выработать новую посткризисную модель социально-экономического развития страны, которая бы опиралась на новые точки роста.
Описывая неудачные решения властей на конференции Института Адама Смита в Москве, Егор Гайдар старался избегать резких выражений. «Хотя признаки замедления мировой экономики были очевидны еще в 2007 году, во всех правительственных документах не было даже упоминания о возможном ухудшении мировой конъюнктуры», – напоминает экономист. При этом даже после перехода кризиса в острую фазу большинство российских чиновников утверждали, что кризис практически не затронет Россию, которая останется тихой гаванью и притягательным центром для иностранного капитала. Между тем объективных оправданий для таких заблуждений нет, поскольку Россия уже несколько раз сталкивалась с последствиями циклических падений мировых цен на нефть. Вместо подготовки к циклическому замедлению правительство убеждало себя, что «экономический цикл на нас не влияет» и что «нефть никогда не будет дешевле 60 долларов за баррель». Более того, даже весной ведущие чиновники Минфина и Минэкономразвития не предвидели возможности быстрого оттока капитала из страны. «Весной прошлого года правительство считало, что приток капитала по итогам года составит около 30 миллиардов долларов. Вместо этого мы получили отток в 132 миллиарда долларов», – напоминает Гайдар.
Однако ошибки властей не ограничиваются неспособностью предвидеть ухудшение экспортной конъюнктуры, о которой говорили многие экономисты (см. «НГ» от 23.01.09). Нынешние правительственные попытки стимулировать производство усиливают бегство капитала, истощают резервы и грозят утратой контроля над ситуацией. России, по словам Гайдара, не следует ориентироваться на антикризисные меры США и ЕС по поддержке банков, стимулирования спроса и борьбы с безработицей. В условиях недоверия к российской валюте эти меры лишь дестабилизируют финансы и усиливают давление на рубль. Гайдар полагает, что власти не только проспали кризис, но и сегодня слишком медленно осознают новые экономические проблемы. По мнению Гайдара, кризис может продлиться по крайней мере еще два-три года. «О глубине и продолжительности кризиса сегодня не знает никто из серьезных экономистов», – заявил Егор Гайдар.
Чтобы выйти из кризиса, правительству, по словам экс-премьера, придется вернуться к отложенным реформам экономических институтов, защите частной собственности и реформе судебной системы.
С близких позиций критиковали вчера правительство и эксперты Института современного развития, попечительский совет которого возглавляет президент Дмитрий Медведев. По мнению главы ИНСОРа Игоря Юргенса, вместе с быстро сокращающимися резервами «страна теряет время для настройки экономики на новое качество послекризисного роста», пытаясь при этом сохранить неэффективную структуру экономики и неэффективные предприятия. Отдавая должное правительственным антикризисным мерам, эксперты считают, что эти меры «страдают отсутствием долгосрочного подхода», не учитывают необходимость сохранения конкурентоспособности и сбалансированности российской экономики. «Нет смысла заливать дорогое топливо в тонущий корабль», – соглашается директор по стратегии компании «СУЭК» Анна Белова – один из авторов доклада ИНСОРа.
Игорь Юргенс призывал сфокусировать внимание на поиске точек послекризисного роста. Фото Евгения Зуева (НГ-фото) |
Надежды российских властей на восстановление экономики в США в этом году, по мнению экспертов, могут не оправдаться. «Финансовый эффект антикризисного плана Обамы может проявиться только к концу 2009 года. Это значит, что России нужно готовиться к нескольким годам существования в тяжелой внешней обстановке», – считает президент фонда «Институт энергетики и финансов» Леонид Григорьев.
Указывают эксперты и на очевидные ошибки. Меры поддержки фондового рынка оказались неоправданными в условиях, когда стало ясно, что кризис носит затяжной характер и уже перешел в реальный сектор», – отмечается в докладе. – «Более того, поддержка фондового рынка привела к потере финансовых ресурсов, усиливая спекулятивную активность на рынке».
По словам экспертов ИНСОРа, правительству пора переходить от пожаротушения к системным действиям, которые потребуют принятия в ближайшие месяцы нескольких важных политических и экономических решений. «Денежные власти должны определить, какую цену они готовы заплатить за сдерживание инфляции, выход которой из-под контроля способен перечеркнуть промежуточные позитивные итоги курсовой политики», – говорит советник ИНСОРа Никита Масленников. По его словам, правительство должно выбрать: сохранять статус-кво, полагаясь на естественное развитие событий и санируя наиболее слабых участников, либо переходить к реформе банковского сектора как важнейшего условия создания конкурентоспособной национальной финансовой системы. Кроме того, правительству придется выбирать между спасением бюджета и помощью компаниям и банкам, набравшим много непосильных внешних кредитов. «Правительство фактически должно выбрать – продолжать держать экономику на коротком поводке или положиться на рыночные силы», – считает Масленников.
Впрочем, консультанты президента не ограничиваются экономическими советами. По их мнению, угроза тяжелых социальных последствий кризиса может подтолкнуть власти к либерализации.
По словам Игоря Юргенса, без восстановления диалога с бизнесом и всеми политическими силами государству будет сложно пережить этот кризис. Не обойтись властям, по мнению Юргенса, и без нового общественного договора, в котором должны быть расширены экономические и гражданские свободы.