Дмитрий Панкин развеял иллюзии не только белорусов, но и многих россиян.
Фото ИТАР-ТАСС
Глобальный финансовый кризис и девальвация российского рубля снизили амбиции Москвы по превращению России в региональный финансовый центр, а отечественной денежной единицы – в резервную валюту. В субботу объявлено, что Минфин даже не рассматривает просьбу Минска предоставить ему кредит в 100 млрд. руб. в обмен на переход Белоруссии на расчеты во взаимной торговле на российскую валюту. Независимые эксперты считают, что основным мотивом для отказа стало пришедшее к российским чиновникам понимание невозможности быстрого превращения страны в новый международный финансовый центр.
Об отказе Москвы удовлетворить просьбу Минска о выделении многомиллиардного рублевого кредита, который должен был стать предпосылкой для перехода двух стран к взаиморасчетам в рублях в двусторонней торговле, заявил замглавы Минфина РФ Дмитрий Панкин. «У них были в письмах цифры – 100 миллиардов рублей. Мы это даже не рассматриваем», – сказал чиновник. Иное дело с кредитованием в долларах. Москва одобрила осенью прошлого года выделение Белоруссии государственного кредита в 2 млрд. долл., из которых 1 млрд. поступил в распоряжение Минска в ноябре.
Этот кредит выделен Белоруссии на крайне выгодных условиях – сроком на 15 лет по ставке LIBOR плюс 3% годовых с отсрочкой погашения основного долга на пять лет. Панкин пояснил, что вторая часть согласованной суммы будет передана Белоруссии после подписания плана совместных действий двух стран по преодолению последствий мирового финансового кризиса, который ориентировочно может быть подписан до конца января.
Высокопоставленный источник в Минфине вчера отказался прокомментировать «НГ» мотивы отказа, сказав, что ему нечего добавить к словам замминистра. В то же время независимые эксперты в числе основных мотивов отказа Белоруссии в выделении рублевого кредита называют отказ от идеи превращения рубля в обозримом будущем в региональную валюту, а России – в финансовый центр.
Главный экономист ИК «Тройка Диалог» Евгений Гавриленков считает, что российское правительство пришло к пониманию того, что в сложившихся условиях искусственно сделать рубль новой резервной валютой, востребованной хотя бы на просторах СНГ, задача невыполнимая. «Для этого нужна инфляция на уровне 2–4% на протяжении многих лет, а не 9–15%, какая у нас есть все последние годы», – подчеркнул Гавриленков. С тем же скептицизмом отозвался эксперт и об идее превращения нашей страны в региональный финансовый центр. «Искусственными конструкциями стратегических задач не решить», – говорит Гавриленков, подчеркивая при этом необходимость поставить во главу угла «первоисточники макроэкономической стабильности». Для того чтобы рубль укрепился – надо меньше тратить бюджетных средств, считает эксперт. Пока этого не происходит. Госрасходы в 2009 году должны вырасти на 40% – при росте экономики, близком к нулю. Если бы Минск получил 100 млрд. руб. кредита, это послужило бы еще одним фактором, подрывающим стабильность национальной валюты.
С таким выводом согласен и бывший первый зампред ЦБ Сергей Алексашенко. По его словам, рублевый кредит, о котором просила Белоруссия, не имеет отношения ни к превращению рубля в региональную валюту, ни России – в новый международный финансовый центр. Тут доминирует политика и отношения между двумя государствами-союзниками. Впрочем, для белорусской стороны получение рублевого кредита было важно с точки зрения валютных спекуляций. «Если бы Минск получил 100 миллиардов рублей, эти деньги он тут же поменял бы на доллары», – полагает Алексашенко.