Все большим количеством товаров россияне могут только любоваться.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Россияне все более скептически оценивают свое материальное положение и общую экономическую ситуацию в стране. О резком падении индекса потребительской уверенности в России в конце прошлой недели сообщил Росстат. Негативные потребительские ожидания в последнем квартале 2008 года на 20% превысили положительные прогнозы, что возвращает показатели уверенности на уровень конца 2000 года. Последние социологические опросы также фиксируют, что половина потребителей отказались от крупных покупок или расходов, которые они планировали еще в начале осени 2008 года.
Индекс потребительской уверенности в России упал в конце 2008 года с положительных значений до минус 20%. По сравнению с третьим кварталом 2008 года он снизился на 21 процентный пункт. Наблюдаемый Росстатом индекс уверенности примерно соответствует показателям конца 2000 года.
Индекс потребительской уверенности – это сумма положительных и отрицательных оценок произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в России, личного материального положения и благоприятности условий для крупных покупок. Сразу после дефолта 1998 года индекс уверенности составлял минус 55%, после чего увеличивался, достигнув плюс 0,4% в начале 2008 года.
Массовый пессимизм потребителей подтверждают и социологи. Так, к началу декабря Левада Центр зафиксировал, что половина респондентов отказались от каких-либо крупных расходов из-за ухудшения материального положения и условий кредитования. Под крупными расходами социологи понимают покупку мебели или бытовой техники, автомобиля, расходы на платные медицинские услуги или обучение, турпоездки за рубеж или приобретение жилья. До перехода кризиса в открытую фазу покупку мебели и бытовой техники планировали 32% респондентов, приобретение автомобиля – 13%, жилья – 7%, платное обучение – около 10% опрошенных. Однако к концу ноября более половины опрошенных решили отказаться от этих крупных расходов. Доля отказов от планов покупки автомобиля составила около 70%, а от покупки жилья – 75% респондентов. При этом основной причиной пересмотра планов крупных покупок стал вовсе не расчет на будущее снижение цен, а нынешний недостаток денег или невозможность получить кредит.
По данным Росстата, ухудшение личного материального положения прогнозирует сегодня почти четверть населения. Около 40% опрошенных надеются, что их материальное положение не изменится, и лишь 9% ожидают улучшения своего материального положения в течение 2009 года.
Перелом в сторону ухудшения условий для крупных приобретений, по данным социологов, произошел в конце октября – в ноябре. Сегодня поведение потребителей можно охарактеризовать как осторожное, выжидательное: многие среди тех, кто еще недавно планировал крупные покупки, пока их отложили. «Если финансовые условия и ситуация на рынке труда будут ухудшаться, то в ближайшие месяцы вероятно снижение потребительских настроений и сворачивание потребительских планов», – считает научный сотрудник Левада Центра Наталья Бондаренко.
В структуре ВВП расходы на конечное потребление домашних хозяйств составляли до начала кризиса около 45–48%. Ожидаемое сокращение потребления полностью совпадает с тенденцией к сокращению роста ВВП. Так ВВП за третий квартал 2008 года Росстат оценил в 11,65 трлн. рублей, из которых расходы на конечное потребление домашних хозяйств превысили 5,26 трлн. рублей.
Эксперты считают неизбежным сокращение потребления, которое произойдет в том числе из-за девальвации рубля, а также повышения цен на отечественную продукцию. «Суммарный объем розничной торговли в 2009 году может сохраниться на прошлогоднем уровне, однако снижение продаж в группе дорогих товаров – таких как автомобили или дорогая бытовая техника – может составить десятки процентов», – полагает директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев.