Белый дом смирился со своей запутанной бюрократической машиной.
Фото Григория Тамбулова (НГ-фото)
Белый дом не спешит реагировать на критику президента. Прошло три дня с момента, как Дмитрий Медведев раскритиковал правительство за задержку выполнения данных им антикризисных поручений, а ни один из членов кабмина не счел нужным хоть как-то отреагировать на слова главы государства. Эксперты отмечают разительные отличия в готовности чиновников выполнять указания из Кремля по сравнению с тем временем, когда президентом был Владимир Путин.
Правительство приняло к сведению критику президента, активизировав работу над реализацией антикризисных мер, сообщил вчера «НГ» руководитель департамента пресс-службы правительства Александр Смирнов. «Прилагается максимум усилий, чтобы выполнить поручения главы государства», – подчеркнул чиновник.
Вместе с тем он затруднился назвать какие-либо меры, которые Белый дом предпринимает и собирается предпринять в этом направлении. До сих пор не последовало и публичной реакции на заявление Дмитрия Медведева со стороны высокопоставленных чиновников.
Напомним, что Дмитрий Медведев 11 января в ходе посещения завода «Салют» заявил, что антикризисная работа правительства идет медленнее, чем требует ситуация в экономике. Поручения, данные главой государства осенью, выполнены на 30%. И это несмотря на то, что формально правительство перешло на специальный режим работы. «Считать, что мы капитально отстаем по каким-то направлениям, у меня оснований нет. Но вместе с тем очевидно, что работаем медленно, по стандартным бюрократическим технологиям. Переписываемся, факсы отправляем, согласовываем подолгу», – говорил президент, добавив напоследок, что «со всем этим надо разобраться».
Рекомендация президента разобраться с нерасторопной бюрократической машиной могла быть исполнена уже на следующий день – на первом в 2009 году заседании президиума правительства. Однако эта тема даже не обсуждалась. В случившемся независимые эксперты находят политическую подоплеку. Директор Института политических исследований Сергей Марков считает, что при прежних «технических» премьерах – Михаиле Фрадкове и Викторе Зубкове – заседание правительства обязательно началось бы с серьезного разбора критики со стороны президента. Сейчас этого нет, и создавшаяся ситуация дала почву для недругов России на Западе сделать вывод, что в тандеме Медведев–Путин наметились разногласия. «Было бы печально, если бы такое произошло в действительности», – отметил эксперт. «Поэтому Медведев должен быть предельно аккуратным в критике правительства, а Путин в трансляции этой критики», – полагает Марков.
В то же время директор Института проблем глобализации Михаил Делягин уверен, что отсутствие реакции со стороны правительства на критику Медведева симптоматично. Это – позиция Путина, который считает неподобающим открыто признавать упущения возглавляемого им правительства. По данным президента Фонда эффективной политики Глеба Павловского, правительство все-таки обсудило ситуацию с реализацией антикризисных мер. Правда, в закрытом режиме. К тому же газовый кризис с Украиной отодвинул на второй план другие проблемы.
Искушенные в аппаратной работе чиновники считают, что кардинально улучшить процесс принятия решений физически невозможно. Алгоритм прохождения документов определен Регламентом правительства. В частности, доведение поручений до исполнителей и контроль их исполнения должны обеспечиваться в двухдневный срок, а срочных поручений – в течение 12 часов с момента подписания. В случае если имеется указание «срочно» или «незамедлительно», поручение подлежит исполнению в трехдневный срок, «оперативно» – в 10-дневный срок, в том случае, когда срок не указан, на выполнение задачи дается месяц. Однако контрольный срок – от трех дней до месяца – сокращается в два раза для министерств-соисполнителей, которые должны представить свои поправки в документ ведомству, определенному головным исполнителем.
При этом документы вращаются исключительно в бумажном виде. Никакой рассылки по электронной почте или по факсам, а уж тем более согласований по телефону. Чиновнику, каким бы продвинутым в сфере высоких технологий он ни был, нужна живая виза на листе бумаги, который подшивается к делу, выступая объективным показателем результативности его работы. Ежедневно по Москве развозится десятки килограммов бюрократической почты. Конверты попадают в экспедицию министерств, сортируются, переправляются министрам и их заместителям, которые расписывают бумаги на департаменты, оттуда – в отделы, конкретным исполнителям. Среднестатистический российский чиновник готовит в месяц до 50 различных документов.
Чиновник одного из министерств признался «НГ», что ему и его коллегам хронически не хватает времени на качественную отработку документов. «Стремление во что бы то ни стало уложиться в заданные сроки приводит к безграмотным решениям. Особенно когда ставится глобальная задача, требующая серьезной проработки, а времени отводится один-два дня. Неудивительно, что в сумме получается каша», – пожаловался наш собеседник.